Россия: увольнять будут везде?
На модерации
Отложенный
Вот лишь некоторые заголовки свежих газет, сообщающие о предстоящих увольнениях: «Русгидро» сократит до 2700 человек», «РЖД может сократить 39 000 работников», «Консалтинговые фирмы уволят в среднем 10% сотрудников», «Синергия» уволит более 1000 человек», «ЧТПЗ сократит до 4900 человек», «Evraz Group сократит 15% управленцев», «Байкальский ЦБК увольняет порядка 60% сотрудников». Волна сокращений захлестывает всю национальную экономику.
Первые признаки кризиса в кадровых агентствах наблюдали еще в начале сентября. В первую очередь происходило сжимание спроса на персонал происходило в банковской сфере. Однако это никого не смущало, и эксперты отказывались всерьез говорить о приближении кризиса. Хотя, как утверждает партнер компании RosExpert Марина Ялымова, то, первые симптомы кризиса в финансовом секторе появились еще в конце второго — начале третьего кварталов этого года. Правда, относительно благополучная макроэкономическая ситуация в стране не позволяла прогнозировать, в какой именно момент эти изменения перерастут в полноценную болезнь.
Действительно, российский рынок труда в целом и финансовый сектор в частности сохранял спокойствие долго. Казалось, что даже середина сентября, ставшая поистине «черной» для фондового рынка, не внесет серьезных изменений в status quo. Однако ситуация менялась буквально на глазах, и в первых числах октября в среде профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционно-банковской деятельности начались массовые увольнения.
Всего за несколько дней о значительном сокращении персонала объявили сразу несколько заметных игроков рынка. При этом, по словам пострадавших, все происходило очень жестко — их увольняли почти сразу после объявления о предстоящем сокращении.
На это время пришлось самое большое количество новостей об увольнениях. Так, по сообщениям СМИ, ГК «Регион» сократила большую часть своих трейдеров, компания «Максвелл Эссет менеджмент» закрыла все региональные представительства и объявила об увольнении трети сотрудников, «Пиоглобал Эссет менеджмент» сократил более 10% штата, а ХКФ-банк и ИГ «АнтантаПиоглобал» объявили об увольнениях 20% и 70% персонала соответственно. Следом об уменьшении количества сотрудников региональных подразделений на 700-800 человек сообщил Банк Москвы; в ИК «БрокерКредитСервис» решили расстаться со 42 сотрудниками; в «Открытых инвестициях» уволили почти половину штата. В УК «Открытие» сократили 15% персонала, а руководство компании «Совлинк» вообще решило закрыть аналитический отдел и уволить почти весь бэк-офис.
Затем о планах по сокращению объявили «Ренессанс Групп», ФК «Уралсиб», «Альфа Групп», «ВТБ-24» и «Тройка Диалог».
Очевидно, что не обо всем сообщает пресса, и сокращенных еще больше. Ведь возможности для ведения бизнеса на рынках капитала сузились в разы. По наиболее пессимистическим прогнозам, в инвестиционно-банковском секторе к концу года могут сократить до 50% менеджмента. В первую очередь увольнения коснутся трейдеров, специалистов по продажам, развитию филиальной сети, по HR и PR.
В текущей ситуации утешительного мало, подчеркивает Марина Леонова, специалист по поиску и подбору персонала холдинга «Империя кадров». «За окном кризис, первой мишенью которого стали банки, а точнее банковские сотрудники. Следующие на очереди, — сотрудники компаний, которые напрямую связаны с кредитованием, — говорит она.
— До реального сектора волна тоже дошла, но в гораздо меньшей степени. В любом случае, все компании уже озабочены оптимизацией собственного кадрового состава. И если конкретные меры пока не предпринимаются, то этот шаг не за горами».
Что касается основной «группы риска», это все те же работники, связанные с кредитованием, инвестированием, развитием, ценными бумагами. «В целом кризисная ситуация затронет все сектора и направления. И не важно, кто будет первым. В этой схватке за место под солнцем выиграют сильнейшие, которые поглотят слабых», — уверена Марина Леонова.
Таким образом, кризис кардинальным образом меняет структуру российского рынка труда. «Последние 8-10 лет наш рынок был рынком соискателя или, если следовать терминологии executive search, рынком кандидата, — поясняет партнер компании RosExpert Марина Ялымова. — Этот факт принципиально наложил отпечаток на поведение кандидатов, так как раньше они могли не только выбирать место работы, но и устанавливать сферу собственной ответственности, причем довольно часто под конкретного менеджера даже разрабатывались целые позиции, а также диктовать условия, на которых они были бы готовы перейти на новую позицию». Теперь же в большинстве случаев право выбора переходит на сторону работодателя, а значит, диктовать требования по функционалу будет он и устанавливать рамки бюджета будет также он.
Поэтому, предупреждает Марина Ялымова, необходимо готовиться к тому, что работодатели станут более требовательными, ожидая от кандидатов повышенной самоотдачи, активности, проявления навыков управления кризисными ситуациями и умения руководить коллективом в этих условиях. «Работа должна быть направлена только на результат, которым будут считаться не какие-то промежуточные действия, которые привыкли раньше называть результатом, а именно результат, выраженный в конкретных цифрах и конкретных достижениях в определенные сроки», — подчеркивает она.
Об изменении настроений работодателей свидетельствуют и социологические исследования. Как рассказывает руководитель департамента «Маркетинг, PR» хедхантинговой компании Cornerstone Евгения Маркова, недавно компания провела исследование влияния финансового кризиса на кадровую политику, в котором приняли участие 42 крупнейшие российские компании. Результаты показали, что 81% компаний признали угрозу финансового кризиса, при этом половина иностранных и 37,5% российских компаний сообщили, что пересматривают кадровую политику в связи с кризисом. Наибольшую обеспокоенность высказали представители финансовой сферы (100%) и масс-медиа (50%). Одновременно, отмечает Евгения Маркова, 76% российских крупных компаний намерено усилить контроль за расходами, 52% — оптимизировать численность сотрудников, 25% российских и 60% действующих в России иностранных компаний задумываются о сокращении бонусов.
«Конечно, нужно учитывать, что эти данные верны на начало октября, — уточняет Евгения Маркова. — Сейчас ситуация стремительно развивается, и все больше компаний вынуждены прибегать к политике снижения издержек. В условиях кризиса, большинство компаний усиливают контроль за бюджетом. Они заинтересованы в сокращении расходов, и под статью оптимизации бюджета, как правило, попадают заказы внешним провайдерам, бонусы, непрофильные активы, от которых компании планируют избавляться».
Эльза Бакчурина
Комментарии