ВВП признал, что кризис-таки есть

На модерации Отложенный

Набивший оскомину лозунг “Россия — остров стабильности” выбрасывается в мусорную корзину. Наша власть наконец нашла в себе силы признать очевидное и приступила к психологической подготовке граждан к грядущим тяжелым временам в экономике. Именно такой вывод можно сделать из вчерашней программной речи премьера Путина на съезде партии власти “Единая Россия”. 

Еще считанные дни тому назад все наши руководители: от президента Медведева до министра финансов Кудрина — дружно убеждали граждан: на общем черном мировом экономическом фоне Россия будет одной из немногих стран, которая останется “вся в белом”, разве что немного запачкается. Вчерашнее выступление премьера и лидера “медведей” Путина знаменует собой, может быть, не слишком заметный на первый взгляд, но, по сути, исключительно радикальный сдвиг в стратегии государственной экономической пропаганды.

Закаленный политический боец Путин явно ставил перед собой вчера две задачи, которые могли показаться взаимоисключающими. Не допустить волны панических настроений в обществе и при этом послать тому же самому обществу предельно ясный сигнал: времена легких денег кончились. Готовьтесь затягивать пояса!

Первая задача была решена с помощью в высшей степени символического жеста. Премьер сделал по-настоящему царский подарок тем россиянам, которые в первый раз в своей жизни купили квартиру. Сумма, с которой для них исчисляется налоговый вычет, по предложению ВВП, будет резко увеличена: с одного до двух миллионов рублей! Политический подтекст такого жеста абсолютно прозрачен. Государство дает понять, что оно по-прежнему богато, сильно и способно на многое.

Но не менее прозрачен смысл и других слов Владимира Владимировича: “Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы коллапс прошлых лет не повторился… чтобы не было экономических шоков 1991 и 1998 годов”.

Обратите внимание: ВВП не заявил “мы не допустим”. Премьер высказался гораздо уклончивее: мы сделаем все, что от нас зависит.

Для особо непонятливых та же самая мысль была повторена в еще более наглядной форме: “Скажу откровенно, Россия, как и другие развитые экономики мира, находится в сложных условиях большого количества неопределенных факторов мировой экономики, на которые прямо ни мы, да и никто другой, повлиять сегодня не можем”. Короче, мы сделаем все возможное. Но если не получится, то не обессудьте!

Если продолжить дальнейшее чтение между строк путинской речи, в ней можно найти и намеки на конкретные неприятности, которые нам светят в обозримом будущем. ВВП, например, пообещал: государство сделает все, чтобы курс национальной валюты был предсказуемым и резко не колебался. Даже если вывести за скобки оборот “государство сделает все”, рублю такое обещание не сулит ничего хорошего. Ведь падение курса национальной валюты вполне может быть “предсказуемым” и плавным.

В глаза бросается фраза о консолидации и оздоровлении банковского сектора. В переводе с политического это означает признание неизбежности массовых банкротств и прочих неурядиц в этом самом секторе. Иначе “консолидировать” и “оздоровлять” будет просто нечего!

Звучит все это, конечно, не слишком весело. Но то, что власть наконец начала выдавать правду-матку, не может не радовать. Правда всегда лучше неправды. Сахарный пропагандистский сироп, которым нас пытались поить до самого последнего времени, уже не вызывает ничего, кроме тошноты.

Михаил Ростовский