Европа сдала Грузию?
На модерации
Отложенный
"Европа уступает Кремлю", "Победа России" - так российские СМИ расценили официальное приглашение делегации Абхазии в Женеву на второй раунд послевоенных переговоров между Россией и Грузией при посредничестве Евросоюза.
Абхазская делегация приехала в Женеву самостоятельно - независимо от россиян - с полным осознанием себя в качестве официальной стороны переговоров. Но Грузия назвала информацию о приглашении абхазской стороны как полноправного участника дискуссий абсурдом и привезла на встречу своих представителей в правительстве Абхазии и временной администрации Южной Осетии. Более того, Тбилиси подчеркивает, что в Женеве проходят неформальные встречи, поэтому о фактическом признании какого-либо статуса Абхазии не может быть и речи.
Евросоюз как организатор встречи на этот раз действительно предпочел неформальный подход, чтобы не затрагивать болезненных вопросов. В ходе первого раунда переговоров в октябре они были сорваны: Россия настаивала на участии признанных ею сепаратистов, а Грузия оказывалась садиться с ними за один стол. Вчерашняя встреча так же осталась по сути безрезультатной. Подвижек никто и не ожидал - во-первых, такие переговоры длятся годами, а во-вторых, президент России Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что не будет разговаривать с Михаилом Саакашвили.
Однако главным результатом женевской встречи еще задолго до ее начала стало именно приглашение представителей непризнанной Абхазии. Оно дало повод говорить об уступках Евросоюза и победе Кремля в продолжение темы о потеплении отношений между Западом и Россией.
Поводов для таких выводов было достаточно. Сначала новоизбранный президент США Барак Обама не дал четкого ответа Польше о перспективах установки элементов американской ПРО на ее территории, что породило сомнения в том, что их вообще установят. Потом был саммит Россия-ЕС в Ницце, во время которого президент главенствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози сначала радостно позировал с Дмитрием Медведевым, а потом заявил, что система ПРО не нужна Европе, так как не обеспечит ей безопасности.
Значит ли все это, что финансовый кризис и приближение холодной зимы напомнили европейцам о том, что их квартиры греет российский газ?
Депутат Европарламента Януш Онышкевич: Россия сама является пациентом, а не врачом
Забыла ли Европа о действиях России в Грузии? Почему мир заговорил о потеплении отношений Москвы и Европы? Об этом "24" спросила депутата Европарламента, экс-министра обороны Польши Януша Онышкевича
"24": Похоже, в отношениях России и Евросоюза наметилось потепление, хотя еще месяц назад европейцы называли российское руководство агрессором. У Европы короткая память?
Януш Онышкевич: Не у всех стран память короткая. Просто у некоторых государств ЕС она немного ослаблена необходимостью сотрудничать с Россией, и в первую очередь в области поставок нефти и газа. Но Евросоюз уже никогда не будет разговаривать с Россией так, будто ничего не случилось.
Европа будет помнить о том, что произошло в Грузии всегда. Диалог с Россией необходим для решения важных международных проблем: на Ближнем Востоке, в Иране, Северной Корее.
Евросоюз за газ и нефть готов России все простить?
Думаю, этого не произойдет. Европейцы по-разному относятся к России. Теплее всего отношение к Москве у греков и итальянцев. Даже французы уже не так пророссийски настроены, как это было до событий в Грузии. А ведь еще есть страны, которые всегда относились к России осторожно. Это не только новые члены ЕС. Вспомните хотя бы Великобританию.
Но Евросоюз уже официально приглашает представителей Абхазии на встречу в Женеве. Выходит, он фактически признает эту республику?
Нет, Евросоюз никогда не признает ни Абхазии, ни Южной Осетии. Но разговор об этих регионах не может происходить исключительно между Россией и Грузией. Вопрос присутствия представителей Абхазии и Южной Осетии решен. Другое дело - каков их статус. Они могут представлять местное население, и это допустимо. Но они никогда не будут признаны как представители независимых государств.
Но складывается впечатление, что ЕС идет на уступки России. Пример - заявление президента Франции Николя Саркози о том, что американская система ПРО Европе не нужна.
В этом вопросе для меня важным остается мнение НАТО, членом которого является и Франция. Альянс единогласно принял заявление о том, что ПРО в Польше и Чехии - важный элемент обеспечения безопасности Европы. И это главное. А заявление Саркози, скорее, можно расценить как элемент тактической игры с Россией, а не как принципиальную позицию Франции.
Не выйдет ли так, что подобные тактические заигрывания на фоне финансового кризиса приведут к тому, что Запад забудет об Украине?
Финансовый кризис в отношениях с Кремлем не станет ключевым вопросом, поскольку Россия сама является пациентом, а не врачом. Ей самой требуется поддержка. Понятно, что Россия является определенным экономическим игроком на мировой арене. Но в сегодняшней ситуации мнение Москвы будет весить очень мало, даже если Западу и пришлось бы о чем-то с ней договариваться в условиях финансового кризиса. Если же говорить об Украине, то сегодня она является определенной проблемой с точки зрения политической нестабильности. Эта нестабильность должна быть устранена как можно скорее. Сейчас на Украину в Европе смотрят как на страну, где не совсем понятно, с кем говорить. Не думаю, что об Украине забудут, но решение политического кризиса в вашей стране является крайне важным. К сожалению, в этом вам никто не поможет. Мы можем только держать за вас кулаки. Иначе будет очень трудно даже поднимать вопрос об отношениях Украины и России, о приближении Украины к Европе, о поддержке демократии и прозападных настроений в вашей стране.
Вера Ковтыха
Комментарии