Путин отказался от шоковой терапии

На модерации Отложенный

Впервые выступая на съезде «Единой России» в качестве председателя партии, Владимир Путин изложил свое видение кризисной ситуации в стране. При этом он признал, что политическое будущее партии будет зависеть от того, как она справится с кризисом.

От выступления премьера традиционно ждали сенсации. Во время всех последних съездов Путин исправно их преподносил. Неожиданностями становились его согласие лично возглавить список партии на парламентских выборах, а затем и встать во главе «Единой России». Сенсационным было и сделанное на съезде выдвижение Дмитрия Медведева кандидатом в президенты.

Антикризисная программа по-путински выглядит так: налоговые послабления для бизнеса, социальные гарантии для населения, поддержка оборонки и банков, а также выкуп с рынка тысяч типовых квартир.

По словам премьера, развитие глобального кризиса предотвратить было невозможно, однако текущая ситуация не изменит планов развития страны.

Путин также пообещал поддерживать предсказуемый курс рубля и не допустить резкого скачка инфляции: «Мы накопили значительные финансовые резервы, они дадут нам свободу для маневра, позволят сохранить макроэкономическую стабильность, и, следовательно, не допустить всплеска инфляции или резкого изменения курса рубля — для этого будет использован весь арсенал имеющихся средств».

Глава правительства одновременно повысил планку эффективности экономики: «Необходимо поднять производительность труда в 3-4 раза, увеличить долю инновационной продукции с 6% до 25, а лучше до 30-35% в общем объеме производства. При этом энергоемкость экономики должна быть снижена не менее чем на 40%».

Участник съезда губернатор Пензенской области Василий Бочкарев уверен, что достаточно агрессивный тон выступления премьера в условиях кризиса оправдан: «Хватит плакаться — надо больше работать. В том, что будет сокращена часть людей — есть и плюсы. Мы можем обучить этих людей, дать им знания, вовлечь их в малый, средний бизнес. Поддержать их через льготы. Создать тот пласт в бизнесе, в котором сейчас нуждается страна. Сколько мы завозим импорта, почему через малый и средний бизнес мы не можем раскрутить импортозамещение. Я поддерживаю слово агрессивно. Надо действовать агрессивно», — заявил он BFM.ru.

Одна из ключевых тем выступления Путина касается налоговых послаблений для бизнеса. Они коснутся налога на прибыль (с 1 января 2009 года он будет снижен на 4%), фиксированного налога для малого бизнеса (Путин предлагает уменьшить его ставку втрое, до 5%, а также пересмотреть механизм возврата). Премьер, кроме того, заявил, что налоговый вычет при покупке жилья будет увеличен с 1 млн рублей до 2 млн рублей.

Владимир Путин также заявил, что Россия может справиться с кредитованием практически без внешней помощи.

«Если посмотреть динамику внешних заимствований, то можно наблюдать, что кредитное «окно» за рубеж закрылось уже в августе. Таким образом, возможности для иностранных заимствований нет. С другой стороны, у государства есть деньги, и оно может направить их на инвестиции в различные сектора российской экономики», — изложила свое понимание этого тезиса в интервью BFM.ru аналитик «Ак Барс Финанс» Полина Лазич.

Александр Разуваев, начальник отдела рыночного анализа Собинбанка, заявил BFM.ru, что снижение налогов имеет также очень серьезное значение для фондового рынка. «Это означает автоматическое увеличение дивидендов, не стоит также забывать про основной мультипликатор P/E (рост чистой прибыли — рост капитализации компаний). Российское правительство собирается также снижать НДС и НДПИ для нефтяников. Однако в кризис возможны сложности с доходами бюджета, которые по-прежнему, прежде всего, определяются ценами на нефть», — комментирует он.

«В целом, предполагаемое снижение налогов — мера достаточно адекватная, и сейчас к ней прибегают во многих странах в целях борьбы с кризисом», — заявил в интервью BFM.ru эксперт Экономической экспертной группы при правительстве РФ Александра Суслина.

«Если какой из налогов и снижать, то это действительно, прежде всего налог на прибыль, так как во всем мире он в наибольшей мере стимулирует рост производства», — считает эксперт, напоминая при этом, что увеличение амортизационной премии по НДС ранее планировалось ввести в 2010 году, и, таким образом, власти лишь ускорили на год принятие этой меры.

Суслина также отметила, что является категорическим противником снижения НДС, так как кроме существенного выпадения доходов (о чем бы не говорили сторонники этой меры) это ничего не даст.

По ее мнению, цена которую придется заплатить за снижение ставки налога на прибыль — в номинале 400 млрд рублей, а с учетом других снижений чуть больше — весьма существенна для бюджета; конечная сумма составит примерно 1% ВВП, однако это приемлемая плата за потенциальный рост экономики в будущем. «Это вернется не сразу, но эти меры однозначно будет способствовать экономическому росту и увеличение капитальных затрат», — отметила Суслина.

«Государством все сделано правильно, хотя, с другой стороны, неизвестно, как снижение ставки налога на прибыль отзовется с точки зрения распределения базы по другим налогам и как выигранными суммами распорядятся предприниматели — пустят на развитие производства или положат в иностранный банк, — но это уже на их совести», — рассуждает Суслина.

Эксперт отказалась предположить, какие конкретно темпы роста экономики будут в России в 2009 году, сказав лишь, что Всемирный банк и другие организации дают для нас очень низкие цифры роста — где-то 3-3,5%, «но они выглядят правдоподобно».

Начальник управления инвестиционных проектов «Москоммерцбанка» Владимир Бушуев весьма положительно оценил меры предложенные премьер-министром Владимиром Путиным. «Распределение финансовых средств сверху — значительно менее эффективный метод помощи бизнесу в кризисной ситуации», — отмечает эксперт в интервью BFM.ru.

В частности, он привел пример по закачиванию денег в банки. «Кредитные организации получили финансовую помощь, однако дальше в экономику деньги не пошли. В случае с налогами весь бизнес окажется в равных условиях, получая одинаковую поддержку от государства», — отмечает Бушуев. Кроме того, для распределения дотаций необходимы отдельные ресурсы: трудозатраты и выделение отдельных средств.

Председатель совета директоров инвестиционно-строительного холдинга Родекс-групп Антон Данилов-Данильян в интервью BFM.ru заявил, что обещанные Путиным 80 млрд рублей — это очень приличная величина в копилку девелоперов, которые занимаются многоэтажками. «На эти деньги они не только смогут рассчитаться с банками, подтвердив свою платежеспособность, но и начать строительство новых квадратных метров жилья. Есть, правда, и вопросы. Во-первых, у кого именно будут покупать эти квартиры? У каких именно девелоперов. Тут могут быть и избранные, а могут быть универсальные критерии отбора. Если избранные, то какие? Тем, которым хуже всего сейчас, которые разоряются, или тем, которые наиболее ловкие и могут ближе к власти подобраться? Это вопросы пока без ответа», — комментирует он.

Общий дефицит средств у девелоперов, как говорит Данилов-Данильян, примерно 200-300 млрд рублей.

Елена Петченко, Наталья Дубинина, Алексей Щеглов