\"Короли бензоколонок\" в России провоцируют свое \"раскулачивание\"
На модерации
Отложенный
Снижение цен на бензин и горюче-смазочные материалы, в соответствии с падением мировых цен на нефть, должно стать отличной антикризисной мерой. Поскольку затраты на автомобильные либо воздушные перевозки входят в конечную цену почти каждого товара, понижение транспортных расходов послужило бы мощным антиинфляционным фактором. Однако давно известно: кому война, а кому мать родна. Не желая лишаться сверхприбылей, российские "бензиновые короли" повсеместно вступают в сговор и обороняются от попыток ФАС и прокуратуры призвать их к порядку.
Цены на нефть на мировых рынках снизились более чем вдвое, с июльских $ 147 за баррель до нынешних $ 60. На бензоколонках богатых США и Европы, которые закупают нефть за рубежом, цены на бензин снизились на 15-20 %. Понятно, что в стоимости топлива цена сырого продукта является лишь одним из показателей, набегают прочие производственные и накладные расходы, налоги. Но всё-таки "там", "у них", где нефть не добывается, заметное снижение цен на горючее налицо.
У нас же, наоборот, цены на бензин разве что не повышаются. В июле дизельное топливо в среднем по стране стоило 27,6 тыс. рублей за тонну, в ноябре – 16,4 тыс. за тонну, то есть цена упала на 40 %. Но в розницу литр топлива в июле стоил 24,98 руб., в ноябре – 23,64 рублей, то есть лишь на 5,4 % дешевле.
Аналогичная ситуация и с бензином. В июле за тонну бензина А-95 нужно было отдавать 29,2 тыс. руб., а в ноябре – 24,3 тыс., то есть на 17 % меньше. Дойдя до розницы, удешевление стало вовсе еле заметным: с 25,64 рублей за литр в июле до 24,99 в ноябре, разница – всего 2,6 %. В октябре-ноябре на бензоколонках столицы и Подмосковья можно было заметить смехотворную уступку общественному мнению: цены были снижены на 5 %, в лучшем случае на 10 %.
От дороговизны бензина страдают не только автомобилисты. Пассажирам общественного транспорта тоже нечего радоваться: в цене каждого батона хлеба, любого пакета молока, всех предметов первой необходимости присутствуют минимум рубль-другой расходов на перевозки.
Взять те же продукты питания: из-за предыдущего повышения более чем на 30 % цен на дизельное топливо и на горюче-смазочные материалы очень хороший урожай этого года, более 100 млн. тонн грозит разорить производителей.
Но "короли бензоколонок" по-прежнему не спешат опускать цены. Понимают ли они, что этот вопрос в кризисное время становится "огнеопасным"? Хотя бы потому, что наносит удар по сельскому хозяйству, на фоне роста мировых цен на еду, ставит под удар продовольственную безопасность страны. И, соответственно, большим трудом завоёванную и выстроенную стабильность. Потому что резкое повышение цен на хлеб, дефицит важнейших продовольственных продуктов – лучшая провокация народного недовольства и возможных волнений.
В чём же дело? Ведь и нефтяники, и бензозаправщики – люди и небедные, и неглупые. Дело, наверное, в том, что в народе называют жадностью, своекорыстием, а в экономической науке – частными, корпоративными интересами. Налицо случай кризисной ситуации, когда частный интерес вступает в конфликт с интересами общества, которое страдает от последствий кризиса, и с политикой государства, которое пытается найти выход.
Причины и механизм вызревания конфликта очень похожи на свежий казус с образованием "финансовых тромбов", когда банки, получив государственные деньги на стабилизацию финансовой системы, не стали спешить доводить их до потребителя – реального сектора и малого бизнеса. Банкиры предпочли "прокручивать" бюджетные деньги, играть на валютном рынке, выводить средства за рубеж.
И банкирам, и "королям бензоколонок" кажется, что ничего особо плохого они вроде бы не делают. Просто пытаются подольше потянуть время. День-другой, ещё недельку "покрутим" денежки, отсрочим на месячишко снижение цен на топливо и прочие нефтепродукты – потребители потерпят, а для нас это вопрос ценой в миллионы. При этом они забывают о том, что это злоупотребление доверием общества, которое в лице государства предоставило им некие производственные ресурсы и возможность вести бизнес. Банкам – государственные стабилизационные кредиты, нефтяникам и бензозаправщикам – приватизированные известно как производственные мощности и системы транспортировки нефтепродуктов, лицензии на добычу "чёрного золота". Но "сливочные отрасли" – топливная, банковская – уже настолько привыкли кататься как сыр в масле, что не понимают, что в виде фарса повторяют трагедию кулаков – зажиточных крестьян.
В конце 1920-х – 1930-х годах в стране из-за неурожая начали умирать от голода люди, а хозяева предпочли не сдавать хлеб по установленным государством ценам, а ждать повышения цен на жизненно важный продукт. Ещё меньше трогала их сердце необходимость ускоренной индустриализации страны перед угрозой новой мировой войны.
Многие "крепкие мужики" хотели здесь и сейчас получить наибольший барыш, продавать зерно по спекулятивным ценам, насколько возможно высоким. Они слишком быстро забыли, что своё основное средство производства – землю – получили, и не так давно, от советского государства. Трагедия раскулачивания силами чрезвычайных органов при достаточно массовой поддержке населения затронула миллионы людей.
Напомним: именно в те времена США и весь цивилизованный мир капитала охватила Великая депрессия 1929-34 годов, которую сравнивают с нынешним глобальным системным кризисом. И тогда СССР этот кризис почти не затронул, и сейчас Россию называют "тихой заводью", куда доносятся лишь отзвуки финансовых и экономических торнадо. Как и в те годы, тех, в чьих руках оказались жизненно важные ресурсы, мучает близорукий соблазн быстрой наживы, пусть и вразрез с обострёнными нуждами общества и государственным антикризисным курсом.
Потому-то сегодня на повестке дня – новая "чрезвычайка". Излишне медлительным банкирам пригрозили введением института государственных комиссаров, которые будут пробивать "финансовые тромбы". А "топливными королями" уже сегодня занялись правоохранительные органы. Было установлены, что крупнейшие игроки на этом рынке летом текущего года установили монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут.
На компании "Газпром нефть" и ТНК-ВР за поддержание высоких цен на топливо был наложен штраф – по 1 млрд. рублей на каждую. Глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев заявил, что на очереди две другие крупнейшие нефтяные компании – "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. Борьба со своекорыстным монополизмом идёт и на федеральном уровне, и в регионах.
В Татарстане АЗС снизили цены на бензин только под давлением прокуратуры, которая зафиксировала нарушение ст. 10 Федерального Закона "О защите конкуренции". Было установлено, что с 1 июля 2007 года до 1 июля 2008 года ОАО "Татнефть", ООО "Татнефть-АЗС Центр" и ОАО "ХК "Татнефтепродукт" одновременно устанавливали и поддерживали одинаковый уровень цен на бензин и дизельное топливо, продаваемое на автозаправочных станциях на территории Республики Татарстан.
На Ставрополье прокуратура создала межведомственную рабочую группу для противодействия ценовому сговору. Подобная рабочая группа создана и правоохранительными органами Кемеровской области. Тамбовские антимонопольщики возбудили дело в отношении компаний "НК "Роснефть" и "Тамбовнефтепродукт", заключивших соглашение, которое приводит или может привести к разделу товарного рынка нефтепродуктов.
Но "бензиновых баронов" просто так не возьмёшь. В Пскове комиссия УФАС России признала компании "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт", "Псковскую топливную компанию" и "Псковнефтепродукт" виновными в нарушении закона – соглашении об удержании цен на бензин и дизельное топливо. Однако обвиняемые себя виновными не признали и обжаловали дело в Арбитражном суде. По-видимому, чтобы потянуть время: пока суд да дело, со снижением цен можно не торопиться.
Вроде и дальновидно, а по сути опять близоруко. Когда раскулачивали зажиточных крестьян, "органам" вовсю помогали комбеды – комитеты бедноты. И дело тут вовсе не в "зависти люмпенов к справным хозяевам". Напомним совсем недавние события: 10 сентября по всей России прокатилась массовая акция протеста автомобилистов против систематического повышения цен на топливо. Нет никаких сомнений в том, что упорство в удержании завышенных цен "королей" и "баронов" топливного рынка способно спровоцировать самую широкую народную поддержку репрессивным действиям правоохранительных органов против них.
Остаётся только надеяться, что в условиях кризиса у монополистов всё-таки хватит соображения привести свои запросы в соответствие с общественными и государственными интересами. Так будет лучше для всех.
Павел Былевский
Комментарии