Страны, сидящие на \"нефтяной игле\", готовятся к голодным бунтам

На модерации Отложенный Цены на нефтяные фьючерсы с началом текущей недели продолжили падение. За один день цены на нефть упали еще примерно на 3,7%, а официальные цены на нефтяные фьючерсы опустились до самого низкого уровня за 22 месяца.

Итоги торгов на биржах для нефтяных контрактов ближайшего поставочного месяца по состоянию на 17 ноября составили:

- в Нью-Йорке на New York Mercantile Exchange (NYMEX) официальная цена фьючерса Light, Sweet Crude Oil (декабрь) обвалилась на 2 долл. и 9 центов и установилась на отметке 54,95 долл./барр. (самый низкий показатель с 25 января 2007г.) при ценах по сделкам за сессию 54,72-58,98 долл./барр.;

- в Лондоне на InterContinental Exchange Futures Europe (IСE Futures Europe) официальная цена фьючерса IPE Brent Crude (январь) потеряла 1 долл. 93 цента и установилась на отметке 52,31 долл./барр. (самый низкий показатель с 22 января 2007г.) при ценах по сделкам за сессию 52,04-56,15 долл./барр.

Очередное снижение цен на нефть было обусловлено укрепившимися опасениями падения в мире спроса на энергоносители из-за замедления темпов экономического роста в странах ОЭСР. Так, к проблемам в экономике США теперь прибавилась начавшаяся рецессия в ЕС. В III квартале с.г. ВВП 15 стран ЕС снизился относительно предыдущего квартала на 0,2%. Это его первое снижение с момента введения единой европейской валюты.

Тем временем в Японии рецессия углубилась. С начала 2008г. ВВП Японии пережил второе квартальное снижение. Так, в III квартале с.г. ВВП вместо ожидаемого роста на 0,3% в реальном выражении снизился, по предварительным данным, на 0,1% по сравнению со II кварталом с.г., а в годовом исчислении снижение показателя составило 0,4%.

Ликвидации длинных позиций по нефтяным фьючерсам 17 ноября дополнительно способствовало также снижение прогноза ОПЕК относительно роста потребления нефти в мире в текущем и в следующем годах.

От редакции: Несомненно, рецессия в Японии и Евросоюзе, а также падение производства в США, Китае и ряде других крупных экономик не могли не повлиять на спрос на нефть, и, следовательно, на нефтяные цены. Экономики этих стран переживают тяжелое время, и быстро из рецессии не выйдут.

Однако наиболее сложное положение ждет нефтедобывающие страны, в которых за счет высоких мировых цен сформировались абсолютно паразитические экономики, основанные исключительно на доходах от природных ресурсов. Причем среди паразитических нефтегосударств сложилось, по сути, два типа стран - первые, как Саудовская Аравия или Кувейт, Дубай и так далее, создали классические государства-паразиты, в которых власти щедро делятся с гражданами стран (арабами) нефтяными доходами, в результате чего эти народы в своих государствах превратились в касту паразитов, а вся трудовая деятельностьсосредоточивается в руках мигрантов из различных стран, лишенных каких бы то ни было гражданских и политических прав. Там сложились устойчивые феодальные режимы, не способные ни к какому самостоятельному социальному или техническому прогрессу. После резкого снижения размеров нефтяной ренты мигранты будут в массовом порядке удалены из этих стран (кроме самых необходимых специалистов), а оставшееся арабское население будет проедать накопленные запасы, без каких-либо признаков серьезных социальных конфликтов.

В других странах-нефтепаразитах, таких как Россия, Казахстан или Нигерия, сложилась более взрывоопасная ситуация. Здесь власти не слишком делятся с населением нефтяными доходами, в результате эти богатейшие на сегодня государства располагают довольно бедным населением. При этом в России и Казахстане, в отличие от Нигерии, произошел в недавнем прошлом очевидный социо-культурный регресс, но часть населения все еще помнит несколько иные времена, располагает образованием, профессиональными навыками и, что очень важно, практически не имеет "подкожного жира", который бы позволял безбедно пережить тяжелые времена.

Резкое уменьшение нефтяной ренты моментально обернется резекцией социальных обязательств государства, а реальное производство в этих странах давно вытеснено импортом, который в недавнем прошлом был гораздо дешевле продукции, произведенной внутри страны. Это касается всех отраслей - и сельского хозяйства, и легкой промышленности, и отраслей тяжелой промышленности. Массовое обнищание население в России, например, может произойти за 1-2 месяца, если учитывать, что даже сегодня почти четверть граждан испытывают трудности с приобретением необходимых продуктов питания. Резкое сокращение потребительского кредита уже ударило по бедным слоям населения, а ожидающееся массовое увольнение трудящихся (которое уже идет, но наиболее масштабные процессы на рынке труда произойдут в будущем году) поставит множество семей на грань выживания.

В таких условиях перспективы глубоких социальных и политических изменений в России 2009 года становятся весьма реальными, а у правящего режима (в отличие от 2005 года, когда народный протест просто потушили деньгами), кроме средств террора и прямого военного подавления, не остается способов гасить недовольство масс.

К террору власть уже прибегает, причем все шире - об этом, в частности, говорят участившиеся нападения на левых активистов во многих регионах страны. Власть в последнее время уделяет много внимания армии, переключая ее в ускоренном темпе со стратегических задач на полицейские функции. Расширены до абсурдных размеров штаты МВД и ФСБ, других силовых ведомств. По госбезопасности прошел приказ об усилении борьбы с "антироссийскими" политическими силами - имеются в виду структуры оппозиции, не вписанные в кремлевские расклады. Все это говорит о решимости власти решать социально-политические вопросы методами террора и подавления.

Однако количество пострадавших от кризиса ожидается во много раз большее, чем противостоящие им силы реакции. К тому же социальное положение военных и милиции с ухудшением финансирования станет ближе к народной массе, нежели к тем, кого эти "преторианцы" призваны защищать.

К тому же сегодня всем и каждому виден концептуальный тупик нынешней власти, которая даже при избытке денег не способна организовать систему общественного производства, от которой - что важно, своим трудом - кормилось бы большинство населения. Вместо этого власти организовали для различных групп населения систему "кормушек", в которые теперь просто нечего положит, и процесс "кормления" останавливается.

Это видят и понимают не только рядовые граждане, но, в силу достаточно приличного образования, понимают и те, кто по должности призван подавлять протест и поддерживать самоуничтожающуюся систему. Но люди не хотят работать на самоуничтожение!

В итоге так или иначе, мирно или не очень мирно, но власть должна перейти к левориентированным силам, которые могут провести реальные антикризисные меры, и из страна сможет выйти обновленной, с восстановленной системой материального производства, с многопрофильной промышленностью, сельским хозяйтсвом, способным обеспечить продовольственную достаточность стране, и с новыми инновационными секторами народного хозяйства, где будет концентрироваться творческая энергия людей.

Покончив с паразитизмом в любых видах, от паразитизма дерипасок и абрамовичей до массового паразитизма народа-нефтеносца, страна получит новые смыслы своего существования и развития.

Анатолий Баранов