В озёрах Антарктики найдены неизвестные ранее колонии микроорганизмов

На модерации Отложенный

Неизвестные ранее колонии микроорганизмов найдены в глубинных озёрах Антарктики и Средиземного моря, сообщается в пресс-релизе Европейского научного фонда (ЕНФ). Брент Крайстнер (Brent Christner) из Государственного университета Луизианы, США исследовал район глубинного озера Восток. Это самое холодное место на планете, где 60 градусов мороза — обычная зимняя температура. По словам Крайстнера, Восток — шестое по объёму озеро на Земле, а по размеру оно примерно равно озеру Онтарио. Поднять на поверхность воду из Востока до сих пор не удалось. Крайстнер сравнивал пробы глубинного льда, взятые над озером, с образцами из других мест. Концентрация микроорганизмов и углерода органического происхождения в «озёрных» пробах оказалось значительно выше, чем в других льдах.

По расчётам Крайстнера, концентрация живых организмов и органического углерода в ледниковых покровах Земли может оказаться в сотни раз выше показателей, обнаруженных до сих пор в пресноводных системах. «В настоящее время ледниковый или глетчерный лёд не считают хранилищем органического углерода и форм жизни, — говорит Крайстнер, — но это мнение обязательно изменится».

Глубинные озёра Антарктики образуются глубоко подо льдом из-за воздействия геотермального тепла. За последнее десятилетие открыто 150 таких озёр.

Похожий сюрприз преподнесло Средиземное море. Михаил Якимов из Института прибрежной и морской среды (Institute of the Coastal Marine Environment), Мессина, Италия, возглавляет проект ЕНФ — программу исследования глубоководных экосистем и биологического разнообразия EuroDEEP. Его группа исследует сверхсолёные озёра, лежащие в ложе Средиземного моря на глубине около трёх километров. Из-за своей высокой плотности сверхсолёная озёрная вода не смешивается с обычной морской, и их разделяет «экран» около 1 метра толщиной. В этих водоёмах, где нет ни света, ни кислорода, а солёность в несколько раз больше, чем в самом Средиземном море, найдено необычайное разнообразие колоний микроорганизмов.

Группа Якимова вместе с группами-партнёрами идентифицировали более десятка линий бактерий и более древних архебактерий.

Учёные назвали их средиземноморскими солёноозёрным типами (Mediterranean Sea Brine Lake Divisions). Разнообразие таких типов необычайно богато. По словам Якимова, глубоководные средиземноморские бактерии за год поглощают столько же или больше углекислого газа, чем микробы, живущие на поверхности.

Согласно теории, подводные сверхсолёные озёра существуют только в Средиземном море. Около 250 миллионов лет назад, после своего отделение от Атлантики море полностью испарилось, а его соль покрылась слоями ила. Впоследствии море вновь заполнилось водой. Отдельные пласты древней соли оказались оголены, возможно, из-за слабых землетрясений и образовали «пузыри» сверхсолёной воды.

Напомним, неизвестные ранее микроорганизмы также были обнаружены и в пробах осадков со дна озера Байкал. Сотрудники ГНЦ «Вектор» исследовали один из новых штаммов микроорганизма озера Байкал, который был поднят с глубины бурения 146,74 метра, где возраст осадочных пород составляет около 3,5 миллиона лет. Клетки штамма округлой или овальной формы способны самостоятельно передвигаться и имеют размер 1,3 — 1,8 микрометра. Ученые не обнаружили у него образование спор. Новый микроорганизм размножается делением клетки пополам путем формирования перетяжки.

Интересно, что данный микроорганизм не теряет способности к росту в широком диапазоне температур от 25 до 42 градусов. Он чувствителен к некоторым антибиотикам, таким как тетрациклин, амикацин и тобрамицин. По совокупности основных признаков новый микроорганизм относится к роду Розеомонас (Roseomonas), однако в отличие от других видов данного рода он не растет на 5%-ной кровяной среде, поэтому ученые убедились, что это совершенно новый представитель данного рода.

Проведенный генетический анализ полностью подтвердил это предположение. Изучение рибосомальной РНК нового микроорганизма показало, что он относиться к роду Розеомонас, но отличается от всех описанных ране видов этого рода. Новому микроорганизму было присвоено название Розеомонас байкалика (Roseomonas baikalica), согласно тому место, где он был обнаружен.

Филипп Ермилов