Что Обама будет делать с Пакистаном и Ираном?

На модерации Отложенный

Когда-то Барак Обама слыл радикалом, а Джон Маккейн и Хиллари Клинтон называли его внешнеполитические взгляды наивными. В августе 2007 г. Обама заявил, что США должны бомбить базы талибов в Пакистане, не спрашивая разрешения в Исламабаде. Сколько было шума! Джордж Буш, например, назвал эту идею «отвратительной». А еще Обама собирался вести переговоры с иранским лидером Ахмадинеджадом без каких-либо предварительных условий. И за это тоже получал свою порцию ненависти, прежде всего от правящих республиканцев.

К осени этого года все изменилось до такой степени, что, кажется, еще до выборов Джордж Буш стал своими руками претворять в жизнь «отвратительную» доктрину. Безо всякой оглядки на официальный Исламабад США бомбят цели в неконтролируемой властями племенной зоне Пакистана, а недавно стало известно, что Вашингтон планирует открыть американское представительство в Тегеране. Тем временем американское командование - опять-таки как и призывал Обама - разрабатывает планы сокращения военного присутствия в Ираке и его увеличения в Афганистане.

Когда Обама переедет в Белый дом, у него на столе уже будет лежать доклад командующего войсками США Дэвида Петрэуса. Предполагается, что тот предложит перебросить войска в Афганистан летом следующего года. Именно Афганистан и Пакистан сегодня для Америки главная головная боль. В Афганистане снова усиливаются талибы, и в Вашингтоне всерьез боятся, что он опять превратится в базу для террористов. Но перспектива «афганизации» обладающего ядерным оружием Пакистана еще страшнее.

Происходящее там впору назвать гражданской войной - между правительством и исламистами.

ПАКИСТАН. ЗОНА ПЛЕМЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Спустя год после столь возмутившего Буша заявления Обамы недели не проходит без известий об американских ударах в северном Пакистане. 31 октября в результате двух американских ракетных обстрелов в пакистанском регионе Вазиристан погибли 27 человек. Один из них был местным лидером «Аль-Каиды». Исламабад в рутинном порядке осудил эту акцию - там уже все привыкли. С начала сентября американцы бомбили как минимум 17 раз и ни разу не предупреждали местные власти. По мнению американских военных, именно на севере Пакистана сосредоточены командование и основные базы экстремистов, воюющих с ними в Афганистане.

Еще в сентябре пакистанский генерал-майор Махмуд Али Дуррани отправился в Вашингтон убеждать американцев в пагубности их политики. Дуррани отвечает за взаимодействие между новым демократическим правительством страны и всесильными в ней военными. «Я заявил, что эти действия крайне непопулярны в Пакистане и вызывают антиамериканизм, что это не нравится пакистанским военным и совершенно контрпродуктивно», - говорил он в интервью Newsweek.

Пакистанская армия и сама ведет довольно успешную операцию против исламистских боевиков в племенных регионах Баджаур и Сват. Генерал Дуррани считает, что американцы им только мешают: «Мы пытаемся отделить плохих парней от хороших, мирных жителей от боевиков. Мы хотим, чтобы всем было предельно ясно: [американские] атаки толкают первых в объятия вторых». Почти все американские ракетные обстрелы приводят к гибели мирных жителей.

Когда избрали Обаму, президент Пакистана Асиф Али Зардари заявил, что несанкционированные удары будут главным вопросом на переговорах с новыми хозяевами Белого дома. «Нам кажется, что это подрывает наш суверенитет, и это не нравится широким слоям населения, в то время как главное, за что мы боремся в этой войне, - это сердца и умы людей», - сказал он в интервью Associated Press.

На прошлой неделе в Пакистане побывал командующий вооруженными силами США Дэвид Петрэус. Он заверил пакистанских лидеров, что их жалобы учтут. Петрэус уже добился больших успехов в умиротворении суннитских провинций, когда командовал американской группировкой в Ираке. Причем в основном как раз за счет «отделения плохих парней от хороших» и «борьбы за сердца и умы» - перетянул на свою сторону суннитских шейхов, которые повернули штыки против «Аль-Каиды».

Сам Обама в начале своей кампании очень много говорил о внешней политике, и вывод войск из Ирака был его главным лозунгом.

Теперь он о своих планах помалкивает. В августе, когда Обама призывал бить без спроса по Пакистану, там во главе стоял военный правитель Первез Мушарраф - один из главных союзников Буша в его Войне с террором. Либеральные политики, такие как Обама, критиковали Вашингтон за эту дружбу. Мушаррафа обвиняли в бездействии в отношении исламских экстремистов, а его окружение - в связях с ними. Все эти обвинения администрация Буша настойчиво отвергала.

С тех пор в Пакистане сменился режим. Демократическое правительство оказалось гораздо компетентнее и решительнее, чем многие раньше предполагали. И теперь уже Обама может оказаться в ситуации, когда ему, как раньше Бушу, придется защищать своих пакистанских друзей от американских «ястребов».

ИРАН. МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Совместный успех пакистанских и американских военных зависит от того, какие силы США смогут бросить в следующем году против талибов в Афганистане. Для того чтобы при этом не увязнуть в Ираке, американцам придется тем или иным способом договариваться с Ираном. Тегеран в Ираке не менее важный игрок, чем Вашингтон, так как имеет огромное влияние на политическую элиту шиитской общины. Генералу Петрэусу уже удалось перетянуть на свою сторону суннитское меньшинство, которое повернуло оружие против бывших союзников из «Аль-Каиды». В результате число вооруженных нападений по всему Ираку сократилось в десятки раз. С шиитами сложнее.

Они подыгрывали американцам в борьбе с общим врагом - «Аль-Каидой», а лидер их самой крупной военной группировки мулла Моктада Садр даже заявлял, что его боевики переквалифицируются в социальных работников. Но дальше гармония может разрушиться, и это во многом зависит от Тегерана. 31 декабря истекает мандат Совбеза ООН на пребывание американских войск в Ираке, и Вашингтону нужны новые договоренности с местным правительством, а в нем правят бал шииты. Поэтому Белому дому придется как-то договариваться с Тегераном.

Движение в эту сторону уже началось. По словам источников в американской администрации, в Белом доме и в Госдепе поддерживают идею открыть американское представительство в посольстве Швейцарии в Тегеране, а госсекретарь Кондолиза Райс уже проводит последние консультации. США еще не интересовались мнением самих иранских чиновников, но ранее в Тегеране с интересом отнеслись к этой идее.

До сих пор вся политика Буша была нацелена на изоляцию иранского режима. Всего несколько месяцев назад помощники вице-президента Дика Чейни всерьез обсуждали возможность удара США или Израиля по иранским ядерным объектам.

И хотя Обама сам призывал вести переговоры с иранцами, в последнее время члены его предвыборного штаба предпочитали не высказываться на этот счет. По словам источника в администрации Буша, команда Обамы заинтересована в том, чтобы ответственность за эти шаги лежала на ее предшественниках.

Открытие представительства означало бы восстановление, пусть и на самом низком уровне, дипломатических связей между Вашингтоном и Тегераном. Они были разорваны в конце 1970-х после захвата заложников в американском посольстве. Тогда исламские революционеры ворвались на территорию посольства и целый год продержали дипломатов в заложниках.

За восстановление американской дипломатической миссии в Тегеране высказывались как миротворцы-либералы, так и отдельные сторонники конфронтации с режимом «мулл». Их логика такова: если эта дипломатическая инициатива провалится, миру будет проще смириться с решительными действиями - теми же бомбовыми ударами.

Впрочем, даже при желании США сейчас вряд ли могут позволить себе вдобавок к иракскому и афганскому открыть еще и иранский фронт. Скорее Обама, который и так прохладно относился к планам Буша разместить систему ПРО в Европе, попытается убедить Россию сильнее надавить на Тегеран, чтобы там отказались от военной ядерной программы. Тогда пропадет и необходимость в ПРО, которая, по словам американцев, направлена против Ирана, хоть в Кремле и уверены, что на самом деле - против России.

Леонид Рагозин, Марк Хоузенболл, Рон Моро, Майкл Изикофф