Приведет ли саммит G20 к новому финансовому миропорядку?

На модерации Отложенный

"В течение семи лет - как считает республиканец Джим Морану - нами управляла республиканская администрация, исповедовавшая простое убеждение - те, у кого есть богатство, имеют право его сохранить ". Именно на этот постулат опиралась американская система свободного предпринимательства на протяжении последних двух столетий. И именно благодаря ему США стали самым богатым и щедрым государством мира. Однако, по мнению того же Морана, эта система не долговечна. И сегодня пришла пора ее переосмыслить.

На этой неделе в Вашингтоне президент Буш принимает мировых лидеров, чтобы сыграть с ними в "Монополию" мирового масштаба, правда, правила, установления и ограничения этой игры еще только предстоит определить. Мероприятие " Саммит по вопросам международных финансовых рынков и мировой экономики " описывается некоторыми участниками как "Бреттон-Вудс II". На всякий случай напомню - первая Бреттон-Вудская конференция состоялась в июле 1944 года, официально она называлась "Конференция ООН по вопросам денежного обращения и финансов". В то время США являлись крупнейшей мировой экономической державой. Целью конференции было построение функционирующей, устойчивой международной экономической системы после Второй Мировой войны. И у них почти получилось. Почти.

Сегодня в условиях, когда рецессия экономики США увлекла за собой весь мир, лидеры наиболее мощных экономик планеты собрались в Вашингтоне для того, чтобы "решить проблему". И это вовсе не праздная толпа.

Они называют себя "Большой двадцаткой": Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея, Турция, Великобритания, США и ЕС. Кроме того, на форуме "присутствуют" представители МВФ, Мирового банка, ООН, а также Форума финансовой стабильности. Госсекретарь эпохи Клинтона Мадлен Олбрайт - лучше всего ее запомнили танцующей танец "Макарена" вместе с северокорейским диктатором - представляет на этом форуме команду Обама-Байден.

Нобелевский лауреат Эл Гор в "New York Times" так прокомментировал повестку дня: " Решительные меры, требующиеся для разрешения климатических проблем, напоминают меры, необходимые для прекращения экономического кризиса ".

К сожалению, те "решительные меры", к которым призывают некоторые из участников "Большой двадцатки", могут оказаться столь же удушающими для экономики США, что и советы Эла Гора по поводу "парникового эффекта". Например, один из "официальных представителей" Большой двадцатки - бразильский президент-социалист Луис Лула да Сильва - винит в нынешнем экономическом коллапсе именно США.

Французский президент Николя Саркози, претендующий на некую конструктивность, выдвинул тезис о необходимости "регулирования капитализма", а также добавил, что саммит Большой двадцатки - это "прекрасная возможность" "выстроить капитализм будущего". Кроме того, он призывает запретить "оффшоры" и ввести новые международные "кодексы" против "излишних рисков".

Британский премьер-министр Гордон Браун и некоторые официальные лица из Европейского союза выступают за создание всемирного регулирующего органа, который бы занимался финансовым контролем в сфере банковской деятельности и следил бы за "международной транспарентостью". Он также ратует за предоставление МВФ чрезвычайных полномочий по надзору за сделками, как кредиторов, так и заимодавцев.

Однако подобные предложения чрезмерно затратны. И речь здесь не идет об издержках на содержание еще одной раздутой международной бюрократической структуры. Стремясь установить "адекватное регулирование и надзор" за финансовыми институтами, уж очень многие лидеры "Большой двадцатки" выказывают готовность пожертвовать национальным суверенитетом и приватностью . Если еще раз воспользоваться словами Морана, для Америки - это слишком высокая цена.

Оливер Норт