Киев провоцирует очередной конфликт с Россией

На модерации Отложенный

Несмотря на острый внутриполитический кризис, украинские власти с усердием, достойным лучшего применения, выдумывают все новые поводы для конфронтации с Россией.

В Министерстве иностранных дел Украины полагают, что Москва пытается подвинуть морские границы республики. Директор первого территориального департамента МИД Украины Леонид Осавулюк заявил недавно в эфире телеканала УТ-1 следующее: "Российская Федерация пытается подвинуть ту границу, которая есть сегодня в Керченском проливе, как ни странно, в сторону Украины и, таким образом, незаконно завладеть определенной территорией Украины в Керченском проливе. Такая же ситуация и с размежеванием Азовского моря. Такая же ситуация и по размежеванию Черного моря".

Анализируя нынешнее состояние переговорного процесса с Россией по договорно-правовому оформлению госграницы, Осавулюк подчеркнул, что российская сторона придерживается "принципа двойных стандартов", стараясь завладеть ресурсами украинского континентального шельфа. Позже аргументацию своего начальства подкрепил пресс-секретарь МИДа Украины Василий Кирилич, сославшись на административные карты РСФСР и Украинской ССР.

Ответ из Москвы последовал незамедлительно. "Не ясно, о каком игнорировании норм международного права российской стороной говорит украинский представитель... Согласно Договору о

российско-украинской государственной границе 2003 года госграницей между Россией и Украиной является линия от точки стыка границ РФ, Украины и Республики Беларусь до точки, расположенной на берегу Таганрогского залива, – заявил директор Департамента информации и печати МИД России Андрей Нестеренко. – И в указанных договорах ничего не сказано о существовании в Керченском проливе некоей границы...".

В свою очередь, глава МИД России Сергей Лавров назвал заявления своих украинских контрагентов "поразительными". Лавров подчеркнул, что в настоящее время между Россией и Украиной ведутся переговоры о делимитации государственной границы, в том числе в Черном и Азовском морях, а также по совместному использованию Азово-Керченского пролива. "Сокрушаться по поводу того, что кто-то передвигает границы, означает, что эти границы уже где-то были. Их не было. После развала Советского Союза эти вопросы всплыли, и их надо решать. Идут переговоры. Прежде, чем границу передвигать, ее надо установить", – подчеркнул российский министр.

Договором о российско-украинской государственной границе 2003 года предусматривается, что "урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между Договаривающимися Сторонами в соответствии с международным правом. При этом ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств".

Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанный в Керчи в декабре 2003 года, фиксирует, что "Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины" (статья 1). Особое значение имеет статья 3 Договора, в соответствии с которой "военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной". Предусмотрено также положение, согласно которому урегулирование всех вопросов, относящихся к акватории, осуществляется на основе соглашения между сторонами, что ограничивает возможность односторонних действий со стороны Украины, в том числе по вопросу установления границы.

Именно об этом и напоминает российский МИД.

В действиях внешнеполитического ведомства Украины прослеживается тщательно продуманная логика, направленная на вовлечение НАТО в надуманные территориальные споры с Россией на стороне официального Киева. Соответствующая пропагандистская кампания началась далеко не вчера. Так, например, еще 18 июня журналист одного украинского портала буквально атаковал генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера провокационными вопросами о том, сможет ли НАТО защитить Украину от посягательств России, и пошел бы господин Схеффер защищать Украину в случае "агрессии России". Ранее сообщалось, что Украина может направить иск в Международный суд в Гааге, чтобы заставить Россию утвердить границы между двумя государствами в Азовском море и Керченском проливе. В начале октября этого года Ющенко заявил, что именно НАТО может помочь поставить точку в ситуации вокруг Крыма и косы Тузла. Здесь стоит вспомнить и Меморандум о взаимопонимании между Украиной и НАТО, ратифицированный Верховной Радой еще в 2004 году. Этот документ де-факто предоставляет натовским войскам права быстрого доступа на территорию Украины, то есть вплотную к границам России, в случае чрезвычайных обстоятельств.

Вовсе не случайно очередное обострение "керченского вопроса" совпало с заявлениями некоторых представителей входящих в НАТО государств и даже США о неопределенных перспективах предоставления Киеву плана действий по членству в Альянсе. Нагнетание напряженности в

российско-украинских отношениях призвано стать очередным поводом для активизации разговоров о необходимости, вопреки всему, скорейшего поглощения Украины Североатлантическим альянсом. В качестве запасного варианта может выступить Евросоюз, собирающийся предложить государствам Закавказья и Украине новый формат взаимодействия – так называемое "восточное партнерство", предусматривающее сотрудничество по отдельным направлениям без предоставления членства. Идея еще только обсуждается, а уже 29 октября министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко подсказал одно из направлений гипотетического сотрудничества: по его словам, Украина хотела бы получить помощь Европейского Союза при осуществлении демаркации границы с Россией и Беларусью.

Не может не обращать на себя внимания и другое совпадение. Актуализация "территориального вопроса" со стороны Киева началась после пролонгации "Большого договора" между Россией и Украиной. Похоже, стремление Москвы урегулировать спорные вопросы, совершенствуя и развивая существующую договорную базу между двумя государствами, интерпретируется как слабость и очередной сигнал о том, что можно и дальше планомерно разжигать на пустом месте новые конфликты. Одновременно в Киеве рассчитывают на подписание долгосрочных контрактов на поставку газа на Украину и его транзит в Европу на период с 2009 по 2019 год...

Вряд ли раскручивание "территориального вопроса" способно сослужить Киеву добрую службу. Территориальные споры – вещь обоюдоострая, и вряд ли стоит, находясь в стеклянном доме, бросаться камнями, надеясь на помощь добрых дядюшек из Вашингтона и Брюсселя. Истовая приверженность административным границам между бывшими советскими республиками, находившимися в составе единого государства, грешит странной однобокостью. Если же демаркация государственной границы, как утверждает господин Осавулюк, начнется в одностороннем порядке, то подобный шаг не может не рассматриваться как грубейшее нарушение "Большого Договора", в частности, его третьей статьи, которая предписывает строить двусторонние отношения на основе взаимного уважения, мирного урегулирования споров, неприменения силы.

Андрей Арешев