\"Безумный следователь\": в России показывают китайского \"Идиота\"

На модерации Отложенный

В российский прокат вышел ставший уже культовым фильм «Безумный следователь» за авторством самого популярного на сегодня гонконгского режиссера и самого эксцентричного там же сценариста. Картина, отхватившая «лучший сценарий» на Asian Film Award – 2008 и номинировавшаяся на главный приз Венецианской Биеннале-2007, наконец-то, добралась до питерского зрителя.

Режиссер: Джонни То, Ка-Фай Вай
В ролях: Чинг Ван Лау, Энди Оун

Успех и популярность азиатского кино во многом объясняется неуемной фантазией местных режиссеров и сценаристов. Они постоянно придумывают что-то необычное, порой шокирующее, но одинаково сильное, не оставляющее равнодушным, а частенько просто вышибающее почту из под ног зрителя: после просмотра некоторых картин (см. например, Oldboy корейца Пак Чан Вука) физически трудно подняться с кресла – нужно время, чтобы прийти в себя после ошеломительного воздействия картины. Естественно, Голливуд, давно уже испытывающий перманентный кризис новых идей, пристально следит за азиатским кино, и чуть что - делает собственные ремейки, из которых, как правило, не выходит ничего путного. В Голливуде лишь копируют сюжетную конструкцию, добавляя туда бюджета, спецэффектов и действия. Но совершенно забывают, да и не умеют по природе своей воспроизвести глубокий многослойный подтекст оригиналов. Ведь за витиеватым сценарием и изощренной режиссурой лучших азиатских картин стоит удивительно точная метафора о самых простых и понятных для всех вещах – о любви и ненависти, о добре и зле, о справедливости и людской глупости.

«Безумный следователь» - именно такое кино. Внешне это крайне эксцентричная, на грани разумного история, которой Джонни То и Ка-Фай Вай пытаются взбодрить давно уже увязший в застое жанр полицейского детектива. Главный герой – следователь Бунь, который чудесным образом разгадывает самые запутанные дела. Делает он это без помощи дырокола, изощренных пыток задержанных или вымогательства взяток у родственников подозреваемых. Ему не знакомы методы российских коллег: Бунь просто видит истинные личности людей и работает «в поле». Уже в начале фильма нам показывают его шокирующие следственные эксперименты: Бунь бьет ножом свиную тушу в собственном кабинете, потом просит запереть себя, как и жертву убийства, в дорожном чемодане, и спустить с лестницы.

Выбравшись из чемодана, он объявляет: убийца – продавец мороженного. А на следующий день отрезает себе ухо и дарит его уходящему на пенсию начальнику.

Естественно, Буня тут же увольняют, но через пять лет детектива-экстрасенса находит молодой следователь Хо, который хорошо помнит о необычных способностях «старшего товарища» и просит его помочь в расследовании очередного «висяка». Далее начинается виртуозная китайская вариация на тему «Холмса и доктора Ватсона»: Бунь несется впереди, раздает указивки, проводит очные ставки с подозреваемым в туалете, получает по голове и в итоге видит за спиной убийцы семь (!!!) разных личностей, которые и составляют противоречивую натуру преступника. Потом Бунь просит закопать себя живьем, чтобы определить, где похоронена жертва. Хо все это время послушно семенит за ним, преданно смотрит в рот и, кажется, только и ждет, когда следователь-экстрасенс скажет спасительное «Это элементарно, Ватсон!».

Однако «халявы» не получается. «Безумный следователь» - это не комедийный детектив, как пишут на афишах наши недалекие прокатчики. Это жестокая притча: взяв за основу эксцентричный сценарий, Джонни То рисует образ современного юродивого, то есть человека, который общается с богом и видит истинную суть вещей. Он не просто отделяет добро от зла, справедливость от несправедливости, он является воплощением этого самого добра и справедливости. Тут можно проводить различные христианские параллели, видеть в образе детектива Буня князя Мышкина, но суть от этого не изменится: это то самое добро и справедливость, которые так легко не заметить, признать безумным, предать и растоптать (как это в итоге и делает Хо) просто потому, что они не вписываются в «нормальную» систему координат современного общества. Справедливость, конечно, восторжествует, преступник будет наказан, Хо поймет свою ошибку, а Бунь, как и Христос, принесет себя в жертву, чтобы опять случилось то, что уже случилось однажды, давным-давно: добро побеждает, но выживает слабейший.

Кирилл Волошин