Америка и Европа, по всей видимости, движутся к глубокой рецессии
На модерации
Отложенный
Еще месяц назад оставалась надежда на то, что Соединенным Штатам и Европе удастся удержаться на грани рецессии. Но теперь они улетучились. Экономики богатых стран, похоже, рухнули в пропасть. Теперь вопрос только в глубине падения.
Центробанки пытаются смягчить удар. 29 октября ФРС понизила ставку по федеральным фондам до 1% – уровня, которого она достигла в 2003 году. И может понизить ее снова. Обеспокоенность инфляцией, которая до сих пор составляет около 5%, удивительно быстро сменилась страхом дефляции. Правда, руководство ФРС до сих пор считает, что, даже если сбудутся пессимистические прогнозы, инфляция в дефляцию не перейдет. Однако, по оценкам аналитической группы Macroeconomic Advisers, к 2010 году реальная годовая инфляция снизится до 1,3% (что слишком близко к нулю, чтобы устроить ФРС). Ее эксперты ожидают, что в декабре ФРС снизит процентную ставку по федеральным фондам до 0,5%, и тогда, практически исчерпав эту возможность, она, вероятно, попытается стимулировать рост экономики такими нетрадиционными мерами, как расширение прямого кредитования банков и других компаний.
Снижение процентной ставки по федеральным фондам было необходимо. После банкротства Lehman Brothers в середине сентября показатели экономики США резко ухудшились. Последние данные о ВВП страны, опубликованные 30 октября, показали, что в третьем квартале года объем производства снизился на 0,3% в годовом исчислении. Индексы промышленного производства упали. Недельное количество первичных обращений за пособием по безработице значительно увеличилось. В октябре ежемесячный индекс настроений потребителей, рассчитываемый аналитической организацией Conference Board, резко упал – до рекордно низкого значения 38 пунктов по сравнению с 61,4 пункта в сентябре.
Конечно, индексы потребительской уверенности не являются надежными показателями для прогнозирования потребительских расходов. Но ухудшение благосостояния населения вследствие падения фондовых рынков и ужесточения условий кредитования уже происходит. По данным маркетинговой компании Autodata Corp, в сентябре объем продаж легковых автомобилей с учетом сезонных колебаний упал до минимального уровня с 1992 года. 28 октября производитель бытовой техники Whirlpool предупредил, что из-за сокращения объема внутренних продаж его доходы снизятся, а круизный оператор Royal Caribbean Cruises понизил прогноз прибыли по причине «значительного ухудшения ситуации с бронированием новых туров в последнее время».
Схожая тенденция к ухудшению наметилась сейчас и в Европе, где Европейский центробанк 6 ноября понизил учетную ставку – уже во второй раз за эту осень. В октябре индекс мюнхенского института Ifo, отражающий уровень деловой уверенности в Германии, упал до самого низкого уровня за более чем пять последних лет. Приз за наихудшие показатели, отражающие воздействие кризиса, надо без колебаний отдать Volvo.
Этот шведский автопроизводитель заявил, что за третий квартал этого года он получил всего лишь 115 заказов на производство большегрузных автомобилей, что на 99,7% меньше по сравнению с 41 970 заказами, поступившими за аналогичный период 2007 года.
США и Европа не могут рассчитывать на то, что им удастся возместить убытки, вызванные сокращением внутреннего спроса, за счет экспорта, поскольку кризис распространился и на рынки развивающихся стран. Например, авиапроизводители Airbus и Boeing надеялись, что получение заказов на 300 самолетов из Индии в следующие пять лет поможет им компенсировать снижение спроса в Европе и Америке. Но теперь некоторые из этих заказов находятся под угрозой срыва. 25 октября крупнейший внутренний авиаперевозчик Индии Jet Airways объявил о самых крупных квартальных убытках более чем за три последних года.
Экономисты расходятся во мнениях о том, насколько глубокой будет рецессия. По словам Дина Маки из Barclays Capital, падение благосостояния населения отражается на потребительских расходах не сразу, а в течение многих лет. В этом смысле данный фактор являет собой полную противоположность изменению реальных доходов, например, из-за роста цен на бензин. Поэтому можно себе представить, что потребительские расходы могут даже повыситься благодаря резкому снижению цен на нефть, начавшемуся с июля, что, по оценкам Macroeconomic Advisers, в годовом исчислении даст потребителям более 100 млрд долларов. Г-н Маки отмечает исторический прецедент: после терактов 11 сентября потребительское доверие резко упало, но снижение учетной ставки ФРС позволило банкам выдавать практически беспроцентные автокредиты, в результате чего существенно увеличился объем продаж автомобилей. Кроме падения цен на топливо есть еще один слабый положительный знак – это некоторый рост продаж домов в сентябре и то, что в ряде городов фактически начался рост цен на недвижимость.
Эти искорки надежды могут угаснуть из-за небывалого ужесточения условий кредитования. По словам аналитика Goldman Sachs Эда Маккелви, единственным похожим прецедентом в современной истории было введение федеральным правительством в начале 1980-х годов мер по ограничению кредитования, просуществовавших в течение короткого промежутка времени и приведших к резкому снижению потребительских расходов американцев. Как только эти меры были отменены, расходы пошли вверх. Сегодня ситуация с ограниченным кредитованием будет определяться главным образом тем, насколько быстро частный сектор экономики отреагирует на такие меры, как выкуп коммерческих бумаг Федеральной резервной системой и широкомасштабная рекапитализация ослабевших банков. «Правительство делает все возможное, но в конечном счете кредитование целиком и полностью зависит от частного сектора», – говорит эксперт.
Комментарии