Новая программа \"Единой России\" получится сырой?
На модерации
Отложенный
На своем съезде 20 ноября партия власти собирается озвучить новую программу. Ее проект в строгом секрете готовился в тишине Серебряного Бора, на закрытой даче, в мозговом штурме участвовали члены всех партийных клубов “ЕР”: от главы Комитета по экономполитике Госдумы Евгения Федорова до председателя Комитета по международным делам ГД Константина Косачева. Корреспонденту “МК” удалось ознакомиться с проектом будущей программы и поприсутствовать на его обсуждении. Авторы охватили в документе необъятное: от развития аквакультуры до создания перечня запретных символов…
Действующую программу “ЕР” уже давно называют формальной и невнятной. “Ее делали спешно, чтобы было что отдать в Минюст, об идеологии и партийных принципах там говорится очень уклончиво”, — считает председатель Комитета ГД по труду и социальной политике Андрей Исаев.
Взяться за новую редакцию программы решили этой осенью. И наконец обсудили проект на совещании членов партийных клубов.
25-страничный документ весьма напоминает моральный кодекс строителя коммунизма. В нем говорится о том, что должен любить рядовой россиянин (не только член “ЕР”), а чего он любить не должен. В частности, ему необходимо бросить курить и выпивать и начать “активно участвовать в процессе пересмотра мирового экономического порядка”.
Чтобы защитить россиян от “ценностной эрозии”, программа предписывает составить перечень слов и символов, которые будет запрещено использовать в коммерческих и рекламных целях и вообще всуе — по мнению авторов программы, критериям высокой нравственной культуры обязаны соответствовать все СМИ.
Отдельного обращения удостоены “состоятельные слои общества”. Им оптимистически рекомендовано беречь природные ресурсы и не рекомендовано превращаться в “офшорную аристократию”. Партия обещает это проверить: “Мы создадим свои механизмы контроля” (действующих механизмов, учитывая, что у “ЕР” большинство в Думе и, скажем, губернаторском корпусе, надо понимать, недостаточно). Помимо “экологии культуры” в документе говорится и о “развитии аквакультуры” применительно к рыбной отрасли.
Естественно, о партийной идеологии в программе тоже сказано, причем конкретно как никогда. “Мы впервые позиционируем “ЕР” как консервативную партию, хотя долго не решались этого делать, — подчеркнул на обсуждении Андрей Исаев.
— Раньше мы использовали термин “центризм”, и нас критиковали за отсутствие собственной позиции.
Но о консерватизме говорить было рано: не накопилось еще достижений, которые стоило бы сохранять, “консервировать”. Сейчас они есть. Но наш консерватизм — это не западный консерватизм богатых людей. Мы будем сберегать крестьянство и средний класс, который должен вскоре составить большинство населения”. Что значит это “вскоре” в условиях нынешнего кризиса, оратор, увы, не уточнил.
Особый смысл в новой программе усмотрел священник, зампред отдела внешних церковных связей РПЦ отец Георгий Рябых: “Последние 20 лет в России было табу на идеологию. И вот сегодня идеология реабилитирована, раз ею пропитан главный партийный документ. И это очень важно. Однако, чтобы “ЕР” не путали с КПСС, а такой шлейф сравнений уже тянется, в программу нужно включить пункты о том, что религия является ценностью для члена партии”.
Звучали и экзотические предложения: например, добавить пункт о необходимости восстановления великой российской нации путем включения отколовшихся украинского и белорусского народа.
Итог дискуссии подвел председатель Комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин: “Предлагать съезду принять эту программу нельзя. Сырая, много несуразностей. Лучше ее сейчас вообще никому не показывать, чтобы не было поводов для спекуляций и усмешек”. “Единороссы” решили, что серебряноборским затворникам придется уединиться на закрытой даче еще на декаду, чтобы довести проект до ума, но сколь бы удачным он ни вышел, десятый партийный съезд не будет принимать программу, а только начнет ее обсуждение. Оно должно продолжаться около года и пройти во всех первичных организациях.
Участники совещания решили принять совместное заявление политических клубов. В трехстраничном документе в достаточно восторженных тонах говорилось о том, что “ЕР” наконец-то определилась с идеологией и близка к тому, чтобы принять главный партийный документ. Однако и на этой декларации поставили жирный крест благодаря усилиям политолога и депутата ГД Сергея Маркова. “В заявлении присутствует фамилия Медведев, но нет Путина, — подметил он. — Если мы примем бумагу в таком виде, то родим сенсацию, происхождение которой придется объяснять очень долго”. Заявление так и не приняли — решили, как и программу, доработать…
Михаил Зубов
Комментарии