Обама откажется устанавливать ПРО в Европе?

На модерации Отложенный

Пакет предложений в области контроля за ядерными вооружениями, обнародованный в конце минувшей недели уходящей администрацией США, способен серьезно осложнить намечающий­ся диалог Москвы с новым президентом Америки. Предлагая российской стороне обсудить условия инспектирования объектов ПРО в Восточной Европе, Джордж Буш пытается лишить Барака Обаму возможности снять вопрос о ПРО, закрыв проект в обмен на подписание нового российско-американского ядерного соглашения. Сам Обама, похоже, так не считает.

Предложения направлены Госдепартаментом США в МИД России в минувшую пятницу. Как рассказал заместитель госсекретаря Джон Руд, американские инициа­тивы касаются «нового юридически обязывающего соглашения» об ограничении стратегических наступательных вооружений, призванного заменить договор СНВ-I. Договор был заключен США с Советским Союзом в июле 1991 года, срок его действия истекает в декаб­ре будущего года.

Кроме того, отметил г-н Руд, США направляют Москве пакет предложений, «призванных рассеять беспокойство относительно глобальной системы ПРО», элементы которой планируется установить в Польше и Чехии. Предложения касаются новых условий, на которых российские военные смогут инспектировать объекты ПРО, расположенные вблизи российских границ.

До сих пор разработка соглашения, которое должно заменить СНВ-I, саботировалась именно американской стороной. Договор СНВ-II, подписанный президентами России и США в 1993 году, так и не вступил в силу. Россия вышла из договора в 2002 году в ответ на выход США из договора по ПРО от 1972 года. В 2003 году Владимир Путин и Джордж Буш подписали компромиссное Соглашение о сокращении стратегических ядерных потенциалов (СНП), не обязывающее стороны уничтожать сокращенные ядерные боеприпасы. Необходимость нового ядерного соглашения не оспаривается ни в Москве, ни в Вашингтоне. Возникает вопрос, зачем администрация Буша направила России свои инициативы буквально за считаные недели до ухода с политической арены. Новый президент и его команда, сказал заместитель госсекретаря Руд, «включатся в процесс и обеспечат его преемственность».

Есть основания полагать, что г-н Руд и его руководство лукавят.

Барак Обама еще со времен работы в сенате известен своей приверженностью политике нераспространения ядерного оружия. Единственный визит будущего президента в Россию, состоявшийся в 2005 году в составе делегации во главе с Ричардом Лугаром, был посвящен вопросам утилизации российских ядерных боеприпасов. Обама осознает необходимость скорейшего заключения договора, который заменит СНВ-I. К проекту размещения системы ПРО в Восточной Европе, продвигаемому уходящей администрацией Буша, Обама относится скептически. Лидер демократов подчеркивал, что объекты ПРО в Польше и Чехии обойдутся Америке дорого, а эффективность их вызывает сомнения.

Увязав предложения по СНВ с предложениями по ПРО, администрация Буша фактически связала Обаме руки в предстоящих переговорах с Россией, считает аналитик Московского института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Обама был готов вовсе отказаться от проекта восточноевропейской ПРО в обмен на заключение нового договора по СНВ, — заявил эксперт РБК daily. — Теперь же нового президента поставили перед фактом: в дальнейших переговорах с Москвой ему придется исходить из последних предложений Буша, обсуждая не сам факт существования ПРО, а условия, на которых российская сторона сможет инспектировать его объекты». Обменять ПРО на СНВ, на что, по мнению г-на Храмчихина, изначально рассчитывали демократы, Бараку Обаме теперь будет гораздо сложнее.

Впрочем, по сообщению информ­агентств, Барак Обама отказался гарантировать размещение ПРО в Польше. Об этом заявил его помощник Денис Макдоноу. Он отметил: «Позиция Обамы осталась прежней, как и во время предвыборной кампании: он поддержит размещение ПРО, когда будет доказана работоспособность используемых в ней технологий».

Кирилл Зубков