На финансовых рынках растет новый \"пузырь\"?

На модерации Отложенный Предпосылки текущей напряженной ситуации на финансовых рынках теперь хорошо известны. Даже Алан Гринспен, экс-глава ФРС США, которого все клянут за нынешний финансовый кризис, похоже, наконец признал: чтобы не допустить рецессии после краха доткомов в 2000г., монетарные власти Соединеных Штатов проводили чрезмерно мягкую политику. Это привело к образованию двух серьезных "пузырей" - на рынке недвижимости и связанных с ним кредитных рынках.

Крах этих "пузырей" в США и за их пределами имел серьезные последствия, которые еще не преодолены. В частности, Соединенные Штаты и Европа оказались на грани глубокой и длительной рецессии, в которую они вступят в следующем году. Таким образом, вновь, как и в 2001г., стоит вопрос о том, как избежать рецессии или по крайней мере смягчить ее последствия.

Однако на это раз одна только монетарная политика может не сработать. Несмотря на значительное снижение процентных ставок, ФРС не смогла предотвратить серьезный кредитный кризис. Практически все основные центробанки мира сейчас производят сокращение ставок. Однако поскольку коммерческие банки и другие кредиторы заботятся в основном об уменьшении своего долга и пополнении собственых балансов, ликвидность остается "замороженной", и денежные средства все еще не доходят до широкого рынка.

Таким образом, поскольку кредитные каналы для компаний и частных заемщиков все еще заблокированы, правительства многих стран, вероятно, вынуждены будут прибегнуть к мерам налоговой политики. В этом отношении США также показали пример, запустив прошлой весной программу стимулирования экономики объемом 150 млрд долл., которая реализуется главным образом в форме возмещения населению налогов. В настоящее время готовится еще одна налоговая программа. Другие страны, в частности Великобритания и Франция, сейчас рассматривают аналогичные меры. Можно констатировать, что идеи Джона Кейнса, которыми в последнее время пренебрегали, к досаде многих экономистов вновь становятся актуальными.

Однако чем правительство США заплатит за столь крупные интервенции? Ответ прост: оно увеличит госдолг, полагают специалисты UBS.
Сейчас инвесторы на мировых финансовых рынках стремятся покупать самые надежные и ликвидные бумаги, каковыми являются гособлигации, в особенности гособлигации Соединенных Штатов. При доходности 10-летних UST в 3,5% финансирование бюджетного дефицита стало обходиться правительству Америки особенно дешево. На текущий момент ситуация пока остается благоприятной. Нет ничего плохого в том, чтобы пользоваться выгодными условиями финансирования.

Но хорошо ли это для инвесторов? В этом эксперты UBS гораздо меньше уверены. Как только финансовый кризис начнет спадать, премия за риск по таким классам активов, как акции и корпоративные облигации, упадет. В какой-то момент инвесторы могут начать беспокоиться по поводу роста дефицита бюджета и коэффициента долг/ВВП США. Это может заставить их уйти с рынка UST так же быстро, как они пришли на него. И тогда текущая благоприятная картина изменится на противоположную, что приведет к резкому росту процентных ставок и снижению цен облигаций.

Некоторые экономисты в доказательство того, что низкие процентные ставки вполне могут сочетаться с крайне высоким коэффициентом госдолг/ВВП, приводят в пример Японию – там этот коэффициент в настоящий момент, по оценкам, составляет около 180%. Однако почти весь государственный долг Японии финансируется за счет внутреннего рынка, тогда как значительная часть долговых обязательств США находится у иностранных инвесторов. Эксперты UBS считабт, что в этом кроется огромный риск.

Инвесторы финансировали долг американских компаний во время краха доткомов, а затем долг американских потребителей во время "пузыря" на рынке недвижимости. Однако в сложившейся сейчас ситуации возникает вопрос: не станет ли весь остальной мир финансировать государственный долг Соединенных Штатов? Если достаточное число инвесторов поступит именно так, это может привести к образованию опасного "пузыря" на рынке UST.

Таким образом, борьба с текущей рецессией одними лишь мерами налоговой политики может оказаться несколько более проблематичной, чем полагают некоторые правительственные экономисты, заключают аналитики UBS.