Говорить о самостоятельности Медведева преждевременно?

На модерации Отложенный

Послание Медведева Федеральному собранию сделано совершенно в другом жанре, чем те послания, с которыми выступал Путин. Оно гораздо более конкретное, более прагматичное. Путин выступал именно как глава государства, как лидер нации. Послание Медведева посвящено конкретным, может быть, даже частным вопросам.

Что касается конкретных предложений о продлении полномочий президента, я могу сказать, что должность президента является в определенной степени символической. Многие воспринимают президента как символ нации, как символ единства страны. В этом смысле нужна определенная стабильность отношения к президенту как к избранному монарху.

Но для того, чтобы эта схема работала с таким избранным на долгий срок президентом, необходимо это компенсировать разделением полномочий. Президент должен отвечать только за внешнюю политику, он не должен вмешиваться в дела бизнеса, в экономику, деятельность партий и так далее, как это происходит во многих странах, скажем, в Германии, в Израиле.

У нас же президент фактически остается главой государства, но парламентская система еще не сложилась, и не имеет значения, будет правительство отчитываться перед парламентом, как предложил Медведев, или нет. Дело в том, что сам парламент зависим от кремлевской администрации, и даже партийные списки составляются с помощью кремлевской администрации. Поэтому такая отчетность будет носить характер во многом имитационный.

Поэтому с моей точки зрения в существующем политическом контексте президентская власть будет только усилена - будет несменяемым не только президент, но и вся околопрезидентская элита. Губернаторы, руководство администрации, и так далее, - все это будет ходить по кругу, люди будут менять одну должность на другую, как это мы наблюдали в последние годы. Все это приведет к резкому сокращению процессов ротации политических элит, что чревато застойными явлениями, которые могут через определенное время привести к пагубным последствиям для страны.

Что касается той части послания, которая касается политических партий. Снижение ограничений для увеличения числа политических партий – это мера абсолютно правильная, об этом уже много писали. – нынешнее законодательство отсекает значительную часть политического спектра, например, либеральные партии, националистические партии. Эти организации сейчас отсекаются системой, или же люди просто за них не голосуют, понимая, что они не имеют шансов.

Я считаю, что было бы правильным снизить барьер для прохождения в парламент не только с семи процентов до пяти, но даже до трех-четырех процентов, чтобы обеспечить представительство в парламенте мелких политических партий. Даже партия, которая собирает один-полтора процента – это уже реально миллионы голосов, которые тоже должны быть услышанными.

Безусловно, это мера совершенно оправданная, но это полумера, потому что политические партии в ближайшее время роли играть не будут. Основная политическая жизнь происходит вне рамок борьбы политических партий, а именно в очень узкой внутригрупповой борьбе элит, которая остается совершенно закрытой от общества, от публичного пространства, и ее очень трудно регламентировать каким-либо законодательством.

Расширение полномочий местных элит, которые получат возможность выдвигать губернаторов, членов Совета Федерации, и смогут отзывать глав муниципалитетов, - это также, безусловно, правильное решение. Практика последних трех лет показала, что хотя люди и привыкли к этому новому положению, что фактически губернаторы назначаются Кремлем и выдвигаются «Единой Россией», которая также во многом зависима от Кремля, но такая практика привела к определенному отчуждению населения от глав регионов. И это, естественно, тоже вызывает проблемы, поскольку Медведев и Кремль столкнулись с кадровой нехваткой, а зачастую на проблемные регионы просто не могут подобрать людей.

Поэтому делегирование части ответственности за выбор и назначение губернаторов на местные органы власти, безусловно, правильная мера. Вопрос в том, как она будет реализована, и есть ли эффективные механизмы для ее реализации. Местные органы власти сейчас безвольны, и очень сильно зависят от глав регионов. Поэтому здесь возникнет возможность для них проявить какую-либо самостоятельность, или же они будут выдвигать губернаторов по указке действующих элит – это большой вопрос. Здесь надо смотреть, как эта мера сработает.

Говорить, исходя из Послания, что Медведев стал самостоятельным политиком, что это не «тень Путина», на мой взгляд, преждевременно. Многие комментаторы, оценивая Послание, наоборот, полагают, что предложенные Медведевым меры направлены на возвращение Путина на должность президента. Предполагается, что могут быть внесены поправки в Конституцию, и состоятся досрочные выборы, то есть, сегодня готовится почва для того, чтобы Путин еще два раза по шесть лет правил страной – либо начиная с 2012 года, либо даже раньше.

Говорить о самостоятельности Медведева преждевременно. Посмотрим, как будут развиваться события, и будут ли объявлены досрочные выборы. Вполне возможно, что этот ход был запланирован еще тогда, когда Медведев выдвигался кандидатом в президенты.

Конечно, хотелось бы, чтобы Медведев определился как самостоятельный политик, потому что определенные перемены, особенно в элитах, назрели, но пока, на мой взгляд, делать окончательные выводы преждевременно.

Леонтий Бызов