Какой смысл у реформ Дмитрия Медведева?

На модерации Отложенный

Дмитрий Медведев наконец изложил свою политическую программу. В обращении к российскому парламенту был объявлен четкий проект политических реформ.

Без сомнения, самая важная реформа — конституционная. Медведев заявил об увеличении президентского срока с 4 до 6 лет, а думского — с 4 до 5. В российском политическом бомонде уже давно стало хорошим тоном говорить о том, что 4 года для президента такой большой страны это слишком мало. Теперь же, помимо увеличения срока, Россия получает постепенно разводимые по срокам президентские и парламентские выборы.

Вторая конституционная реформа — отчетность правительства перед Госдумой. Вряд ли президент решил изменить конституцию лишь для того, чтобы Путин смог устраивать ежегодное шоу перед депутатами. Вполне вероятно, что правительство постепенно станет зависеть не только от президента, но и от Думы.

Далеко не во всех странах политическая система может выдержать смещенные относительно друг друга парламентские и президентские избирательные циклы. Например, долгое время французская Пятая республика страдала от того, что президент избирался раз в 7 лет, а парламент — раз в 5 лет. Несколько раз это приводило к феномену, названному во французском политическом жаргоне сожительство (cohabitation), когда левый президент был вынужден уживаться с правым премьером (социалист Миттеран с голлистом Шираком) и наоборот, правый президент с левым премьером (голлист Ширак с социалистом Жоспеном). Сожительство может возникнуть не только из-за смещенного избирательного цикла — примером тому служит современная Украина, где президент никак не может спокойно разделить сферы влияния с премьером. Дмитрий Медведев, наверное, рассчитывает на то, что некоторые комментаторы называют «стабильностью политической системы», а некоторые «автократией». Ведь если в России существует своеобразная «симфония властей», то откуда взяться конфликту президента и парламента?

Формально для изменения федеральной конституции потребуется согласие Федерального собрания (судя по бурным аплодисментам, оно будет получено) и 2/3 региональных парламентов. Но для всемогущей «Единой России» сегодня это не является проблемой.

Вторая объявленная президентом реформа —обновление избирательного закона для Госдумы и способа формирования Совета Федерации. Медведев заявил, что доволен коэффициентом представительства российских граждан в V Госдуме: более 90% из проголосовавших отдали свои голоса за партии, которые в итоге одержали победу. Но около 5 миллионов российских граждан, которые проявили активность, пришли на выборы и отдали кому-то свои голоса, оказались не представлены вовсе. Дмитрий Медведев предложил восстановить справедливость при помощи допущения в Думу партий, набравших от 5% до 7%. Однако предполагается не снижение проходного барьера, а просто делегирование в Думу нескольких депутатов, чтобы они могли озвучить мнения своих избирателей. Надо отметить, что по результатам декабрьских выборов ни одна партия не смогла набрать от 5 до 7%. Аграрная партия, которая сейчас уже влилась в «Единую Россию», набрала 2,3%, «Яблоко» — 1,59%, а если объединить результат СПС, ДПР и «Гражданской силы», получиться 2,14%. Возможно эта реформа дает намек небольшим кремлевским проектам: даже если их не пустят в парламент по полной, они смогут получить утешительный приз в виде кресла для своего лидера.

Способ формирования Совета Федерации тоже не нравится Медведеву. С таким трудом введенный «ценз оседлости» для будущих сенаторов кажется президенту неэффективным. Если предложения, изложенные в послании Федеральному собранию, будут приняты, то в Совет Федерации смогут попасть только те гражданам, кто смог выиграть в соответствующем регионе хоть какие-нибудь выборы: то есть попасть либо в региональный парламент, либо в муниципальное собрание.

Нельзя сказать, что избираться в региональный парламент нужному человеку очень сложно. Скорее всего, эта мера направлена на усиления аппарата «Единой России» в регионе.

На мысль о том, что в лице обкома партии будет создан противовес губернатору, наталкивает и следующая предложенная реформа. Выборы губернаторов, конечно, не возвращаются. Но порядок их назначения будет существенно изменен: теперь победившая на региональных выборах партия (читай — «Единая Россия») будет предлагать свою кандидатуру федеральному президенту. Формально таким образом в регионах вводится парламентское правление. Однако, учитывая реалии российской избирательной системы, можно предположить, какая именно партия будет предлагать кандидатов президенту. Возможно теперь кроме стандартного противостояния губернатор — столичный мэр возникнет новое: губернатор — председатель обкома ЕР. Подобную структуру пыталась выстроить ельцинская администрация в начале 90-х, когда назначенным губернаторам противопоставлялся полпред в регионе. В то время из этой конструкции ничего не вышло и губернаторы, в конце концов, добились полной самостоятельности при помощи прямых выборов. С другой стороны, впервые за всю новейшую историю России парламентские выборы, пусть и региональные, сулят партиям на самом деле значимый приз — пост губернатора. Возможно, администрация Медведева рассчитывает на усиления открытой, легальной политической борьбы в регионах, и позже перенесет ее и на федеральный уровень, переподчинив к тому времени правительство парламенту.

Затронул президент и партийный вопрос. По мнению главы государства, нужно изменить принцип допуска партий до выборов. Так, избирательный залог теперь считается недемократичным и будет отменен. Зато будет, во-первых, уменьшено количество подписей, необходимых для участия в выборах, а во-вторых, некоторые партии будут освобождены от их сбора: те, кто набрал на федеральных выборах более 5% и те, кто представлен в трети региональных законодательных собраний. Президент считает, что партии и прочие общественные организации слишком слабо представлены на местном уровне. Его призыв к общественным организациям усилить свое присутствие на муниципальных выборах, вероятно, будет с энтузиазмом воспринят политическими партиями, тем более что «Единая Россия» уже поставила перед собой подобную цель.

Один из самых загадочных органов российской политической системы – Общественная палата. Ее полномочия достаточно размыты и непонятны: она имеет право давать свои заключения по ряду законопроектов, которые собирается принять Госдума. Эти заключения не являются обязательными, Госдума имеет право на них наплевать, однако орган существует и, судя по информационному полю, процветает. Президент предложил увеличить количество вопросов, по которым ОП сможет давать свои заключения, однако вряд ли это сделает ее полномочия менее расплывчатыми.

Все предложения по реформе политической системы страны укладываются в одну концепцию: пересмотр устройства страны, созданного Путиным во время реформы 2004 года. Впервые облегчается жизнь партиям (хоть в чем-то), впервые меняется конституция, от чего так долго отнекивался второй президент России, впервые, хоть и формально, возрастает роль федерального и региональных парламентов. Насколько Медведев и Путин работают в связке, насколько реформы Медведева являются продолжением политики Путина, можно будет судить уже в ближайшее время, когда все эти законопроекты будут проходить через парламент.

И. Карпюк