Следующий чемпионат России по биатлону проводим в Куршевеле?
На модерации
Отложенный
Отставка Александра Тихонова с поста президента Союза биатлонистов России (СБР) удивила многих. И почти всех удивили имя-фамилия нового биатлонного босса — олигарх Михаил Прохоров, ранее известный очень даже активным участием в успешном баскетбольном проекте (ПБК ЦСКА). Что скрывается за этими перестановками — разбирался “МК”.
Год назад во время очередного скандального витка перед выборами президента СБР я спросила Александра Тихонова, готов ли он уступить свое место. “Если придет кандидатура достойная… Мне бы хотелось, чтобы приятной внешности был человек, такой же красивый, как я, и с деньгами — это обязательно…” — таков был ответ. Человек пришел. Видимо, и время пришло.
Первые сообщения о том, что четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов заявляет о своей отставке с поста президента СБР и сам же предлагает преемника — олигарха Прохорова, — у абсолютного большинства вызвало только одну реакцию — шок. Ведь Тихонов так долго и мучительно шел к своему очередному президентству (а начал руководить биатлоном он еще в 1995 году), так долго гасил “оппозицию” и искал сторонников. И вроде всех победил — после успешного выступления наших биатлонистов в прошлом году, фантастического взлета интереса к биатлону и всеобщей усталости от скандалов никто уже не сомневался: до следующих выборов Тихонову — быть. У биатлонистов появилась домашняя поддержка “Газпрома”, Россия добилась проведения чемпионата Европы в Уфе, в Санкт-Петербурге пройдет следующий отчетно-выборный конгресс IBU (Международного союза биатлонистов), а Петропавловск-Камчатский будет выдвинут кандидатом на проведение чемпионата мира-2016… Биатлон все время на слуху.
Но отставка президента была принята единогласно. Высокая во всех отношениях фигура Михаила Прохорова, к тому же демонстрирующая уважительное отношение к предшественнику (Александром Ивановичем же вместе с ОКР и министерством спорта и предложенная) и предлагающая ему право быть вице-президентом с правом подписи, сняла все вопросы. Тихонов пост покинул.
Мне кажется, если бы выборы не готовились в такой обстановке строгой секретности, то и не вызвали бы такого горячего обсуждения. Что на самом деле произошло? К популярному виду спорта, обгоняющему все виды по телевизионному рейтингу (а сегодня это показатель номер один), потянулись деньги. Причем — с государственного одобрения. Причем — с прикидкой на Олимпийские игры в Сочи. Причем — от человека, совсем не далекого от спорта.
Своими пристрастиями к баскетболу (сам мастер спорта), футболу и хоккею Михаил Прохоров известен давно. (Что не было широко известно — так это то, что отец олигарха когда-то занимал пост начальника управления международных связей Госкомспорта СССР.) И то, что биатлон привлекателен сегодня для вложений, сомнений ни у кого не вызывало.
В общем, событие нормальное, в духе времени. А вопросов по поводу кадровых перемен сегодня только два: почему сдался Александр Тихонов и действительно ли для Михаила Прохорова так интересен биатлон?
* * * Так что это было? Как обычно говорят в детективах, вскрытие покажет. Для начала — вскрытие документов федерации, вокруг которых почему-то все время витает какая-то таинственность. Александр Тихонов уже заявил, что в ближайшее время предоставит президенту СБР информацию о коммерческих контрактах организации. Какие выводы сделает прожженный финансист Прохоров? Может, узнаем, а может, и нет. Все зависит от того, о чем они договорились кулуарно. Пока же нам объявлено о прочном тандеме — управленческий опыт плюс авторитет.
Разговоров о том, зачем Тихонов пошел на этот шаг, много. Большинство спортсменов, самых заинтересованных на сегодня в этих кадровых перемещениях людей, склоняются к тому, что все что ни делается — к лучшему. Во всяком случае, они хотят в это верить. Екатерина Юрьева, например, считает, что настраиваться на плохое нет повода, поскольку всего, что у Прохорова есть, он добился собственными руками. Значит, знает, что делает, и сейчас. Максим Чудов говорит, что если бы он был руководителем, то отправил бы своего помощника, чтобы тот поинтересовался у спортсменов, что им надо, как им живется. Поскольку очень хочется, чтобы все вопросы решались вовремя и биатлонистам просто давали работать — не мешали, а при возможности еще и помогали. Но Чудов все-таки не может сдержать удивления: “Мне не кажется, что такие люди сами подают в отставку. Наверняка было распоряжение сверху — поменять руководителя. Будь я на месте Александра Ивановича, до последнего бы держался за это место…”
Впрочем, биатлонисты пока официально комментируют ситуацию сдержанно: мол, поживем — увидим. Тем более что с Прохоровым не знакомы и слышали о нем так, краешком уха. Но версий “в народе” ходит масса. Хотя до последнего времени, несмотря на все спортивные успехи бизнесмена, его имя в основном связывали со списком самых завидных холостяков да скандалом в Куршевеле. Остряки, кстати, уже предложили следующий чемпионат России провести именно там…
Основная версия состоит в том, что Тихонов и Прохоров нуждаются друг в друге. Одному нужны деньги, другому — новое поле для влияния и обновления имиджа. А еще говорят…
Что Тихонов, будучи человеком авторитарным, никогда не смолчит и не согласится на роль серой мышки: “Если бы я был президентом, начальником какой-нибудь нефтяной компании, я бы не лез, но я все же лучший биатлонист XX века, наверное, могу что-нибудь подсказать? Биатлон уже очень лакомый кусок. А разговоров всегда было много — Тихонов скандалист, то, се — ну какой есть, такой есть…”
Что Прохоров не будет кидать биатлонистов на деньги — не тот у него масштаб. Финансовые вопросы отношений спортсменов с федерацией наверняка приведут к четкой схеме, системе. Все уже уяснили, что слово “система” — одно из ключевых в программах нового президента. Кстати, на конференции Прохоров в течение буквально десяти минут и безо всяких подглядываний в бумажки очень просто и четко изложил свое видение развития биатлона.
Что Тихонов решил уйти в тень — сказывается экономический кризис — и снять с себя ответственность за новые финансовые провалы.
Что Прохорову нужно подкорректировать репутацию: после раздела совместного бизнеса с Владимиром Потаниным и выхода из капитала компании “Норильский никель” он лишился своих спортивных проектов. А один из них — баскетбольный клуб ЦСКА — без сомнения, был со всех сторон успешным. Армейцы 6 раз подряд выходили в “Финал четырех” Евролиги, а в 2006 и 2008 годах ЦСКА выигрывал Евролигу.
Что Тихонова к денежным вопросам не допустят, и сегодняшние перестановки — это начало плавного отстранения Александра Ивановича от власти. Хотя на вопрос, есть ли у него как у первого вице-президента право подписи, Тихонов отвечает утвердительно. К тому же, кроме назначения Прохорова, никаких изменений в структуре федерации нет. “Никаких новых назначений и не планируется”, — говорит Тихонов.
Что выборы — это договоренность Кремля и олигарха в преддверии Олимпийских игр в Сочи. Финансист спонсирует самый популярный зимний вид спорта, а там, впереди — объекты в Сочи со всеми вытекающими отсюда прибылями. Но сначала — победы. Владимир Кожин, председатель Ассоциации зимних олимпийских видов спорта, поддерживая кандидатуру Михаила Прохорова, заявил: “Строительство объектов — одно, а выигрывать на них — совершенно другое. К Олимпиаде в Сочи будут построены великолепные спортивные сооружения. Однако если гимн России на них будет звучать редко, то наша задача сделать Олимпиаду лучшей в истории окажется невыполненной”. В том, что перемены в СБР инициированы наверху, не сомневается никто.
Что по такому пути предстоит пойти всем федерациям. Причина проста — изменение мировых спортивных структур и возросшие требования. Так, например, член МОК, почетный президент ОКР Виталий Смирнов считает: сегодня федерация не может думать только о ежеминутных спортивных результатах, но “должна думать и о проведении Олимпийских игр-2014 в Сочи, о том, как придать домашней Олимпиаде национальный колорит и организовать функционирование объектов.
В стране сложная экономическая ситуация, когда федерации как общественной организации нужно как-то выживать. И кто, как не бизнесмен, который любит спорт, может решить вопросы дополнительного финансирования и развития материальной базы?”.
* * * Версий много. Вопросов тоже. Прохорова, например, уже спросили после нового назначения: “Михаил, для вас это почетная обязанность или личные амбиции с деловым интересом? Тут все ждут от вас сообщений о том, куда деньги девать, а вы о биатлоне…”
Но ясно, что Прохоров пришел не на роль свадебного генерала. По свидетельству знающих людей, он сразу поставил условие: денежными вопросами Тихонов не занимается. И проект этот Прохоров рассматривает не только как имиджевый. Он действительно давно, после вынужденной разлуки с предыдущими проектами, искал вид спорта, который может его заинтересовать со всех точек зрения. А сколько будет еще иметь право решающего выстрела в биатлоне Александр Тихонов и не ожидает ли его участь, например, Вячеслава Колоскова, фактически отлученного Виталием Мутко от внутрироссийских футбольных дел (да и с делами международными, по всей видимости, вот-вот произойдет то же самое), никто пока не скажет.
ОЛИГАРХИ В РОССИЙСКОМ СПОРТЕ • Стрелковый союз России — президент Владимир Лисин, владелец Новолипецкого металлургического комбината (личное состояние* — 22,2 млрд. долларов)
• Федерация фехтования России — президент Алишер Усманов, генеральный директор “Газпроминвестхолдинга” (личное состояние — 13,3 млрд. долларов)
• Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России — президент Андрей Бокарев, совладелец компаний “Трансмашхолдинг” и “Кузбассразрезуголь” (личное состояние — 1,5 млрд. долларов)
• Федерация спортивной гимнастики России — президент Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ
• Федерация бобслея России — президент Никита Музыря, президент группы компаний “Автолайн”
• Федерация водного поло России — президент Вадим Сомов, генеральный директор ПО “Киришинефтеоргсинтез”
• Федерация конного спорта России — президент Дмитрий Титов, президент Всероссийского банка развития регионов
* Данные о состоянии — по итогам 2007 г., по оценке журнала “Финанс”
Ирина РОДНИНА — “МК”: “Просто пришло время уступить свой пост” — Ирина Константиновна, для легендарного Тихонова отказ от первой роли в СБР — поражение или освобождение, на ваш взгляд?
— Какие формулировки серьезные… Понимаете, каждый человек спорта прекрасно знает, что ему на смену кто-то придет. Смена поколений, смена чемпионов, смена тренеров, смена руководства — как раз и дают хорошие шаги в будущее. Я считаю, в любом деле у человека есть предел его возможностям. Любой спортсмен за счастье считает, если он попал на Олимпийские игры, а если был на двух или трех — это громадное достижение. То же самое и тренеры, хотя у них жизнь в спорте чуть длиннее.
Но у нас был огромный период в стране, когда руководство в федерациях не менялось. А ведь претензии по многим проблемам, которые мы имеем сегодня, в первую очередь должны быть не к тренеру или спортсменам, а к руководству, которое не смогло выработать какие-то планы, стиль работы, методики, стиль и направление отношения к людям.
Потому что все лидеры — люди очень обидчивые. С одной стороны, мы безумно нацелены на результаты, можем идти к ним, не замечая ни травм, ни болячек, ни проблем. Но когда к тебе нет элементарного человеческого — я не говорю, какого-то льготного, — а просто элементарного отношения и понимания, что нельзя всегда быть первым, что лидеры меняются, что у тебя в семье кто-то, может, болеет или что-то случилось, — это ранит сильно. У нас почему-то в спорте до сих пор нет такого понятия, как профессиональная этика: взаимоотношения тренеров и руководства, тренеров и спортсменов, здесь мы пока неандертальцы, к сожалению. Это тоже не улучшает всей ситуации.
Поэтому я считаю, любая смена — даже если она не совсем правильная — на пользу. Она вызовет какую-то реакцию для поиска правильных ходов.
— То есть можно сказать, что для Александра Ивановича пришло время?
— Абсолютно. Мне кажется, оно давно пришло.
— Но, как спортсмен спортсмену, вы не можете не сочувствовать Тихонову — он все же оторвал себя от власти, от первого места.
— Знаете, жалеть как-то неприлично в спорте. А мужчин жалеть со стороны женщин — тем более неприлично. Может, поэтому они у нас такие вялые и становятся, что мы какую-то свою жалость им все навязываем. Тихонов стойко выступал на Олимпийских играх, он достойно и мужественно боролся с проблемами как руководитель своего биатлона.
И, мне кажется, он так же достойно воспримет и сегодняшнюю ситуацию.
Вице-президент ОКР Владимир ВАСИН — “МК”: “Новых олигархических назначений не будет” — Как вы прокомментируете то, что произошло в СБР?
— Это был осознанный шаг Александра Ивановича. В работе всегда возникает много проблем, были у биатлона и проблемы с финансированием по обеспечению полного календаря, который планирует федерация. Росспорт этого не мог сделать. Поэтому давно уже думали о человеке, который любил бы спорт и мог бы организовать деятельность федерации с точки зрения коммерции. У Михаила Прохорова помимо бизнес-успехов, как говорится, хорошая жизненная история — спортивная семья, сам занимался разными видами спорта. Поэтому, когда к нему обратились, он все взвесил и принял решение. Вид спорта раскрученный, пользующийся колоссальной популярностью, да и финансовая выгода видна…
Прохоров и Тихонов объединились. Тихонов займется больше международными делами и резервом на Сочи — чтобы сделать команду. Организовать Игры — это хорошо, но желательно их еще и выиграть. Так они договорились, и, я думаю, может получиться хороший результат.
— А слухи о том, что это всего лишь мягкая отставка Тихонова, можете прокомментировать?
— Я бы так не сказал. Я был на конференции и слышал, что говорил Прохоров, он много раз подчеркивал: биатлон идет вперед с новой программой и Тихоновым. И это очень хорошо, этот тандем, я имею в виду, — здесь не должно быть амбиций, нужно просто думать о государственном деле.
— Тихонову, на ваш взгляд, было тяжело решиться на отказ от президентства?
— Я думаю, не просто тяжело, а очень тяжело. Вы его знаете — он гордый человек, амбициозный, и он, конечно, привык работать первым лицом. Но, ради того чтобы биатлон поддержать, он это сделал. Совершенно сознательно, хотя, наверное, и мучительно.
— У нас осталось несколько крупных зимних федераций без олигархов. Какой будет их судьба в ближайшее время?
— Никаких изменений в ближайшее время не предвидится. Остается последний сезон перед Ванкувером, и, если мы не проведем его эффективно и разумно… А что значит разумно? Если мы не создадим надлежащих условий спортсменам, которые реально могут сделать результат, нам будет сверхтяжело в Ванкувере. Это будет для нас самая тяжелая из зимних Олимпиад. Что мы будем на ней иметь?
— Но перевыборы Тихонова тоже не планировались. Вы, например, когда о них узнали?
— Не могу точно сказать, когда узнал, но вопрос о поиске необходимого человека Тихонов ставил давно — год-то это точно длилось. Он приходил к Леониду Тягачеву, советовался, был и у Виталия Мутко. Так что такой путь был найден коллегиально. Надеюсь, что это не пустой шаг.
Ирина Степанцева
Комментарии