В России останутся лишь мощные банки с большим капиталом
На модерации
Отложенный
Банк России заявил вчера, что будет компенсировать кредитным организациям убытки на рынке межбанковского кредитования. Правда, ЦБ обусловил помощь жесткими условиями. Эксперты уверяют, что в результате на рынке останутся только мощные игроки.
Решение Центробанка лежит в русле реализации закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ». На поддержку выделено 500 млрд. руб. Однако претендовать на возмещение части убытков смогут не все банки, а лишь те, у кого есть рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте не ниже ВВ (по классификации Standard & Poor's и Fitch) или не ниже Ba1 (по классификации Moody's). Это довольно высокие в нынешней непростой ситуации показатели. Кроме того, собственные средства кредитной организации должны быть не меньше 30 млрд. руб.
«По сути, если один банк не вернет кредит другому банку, то пострадавший сможет получить компенсацию от государства», – пояснил «НИ» суть нововведения научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. Теоретически эта мера должна уменьшить количество банкротств в нашем финансовом секторе. Однако требования по собственному капиталу сразу оставляют только 84 из 1125 действующих структур. Нужный рейтинг агентства Standard & Poor's имеют только 13 банков, Fitch – 19, зачастую это одни и те же организации. «В итоге Центробанк сможет помочь только 22 банкам», – подсчитала аналитик крупного столичного банка Ольга Найденова. Она напомнила, что ранее правительство объявляло еще одну меру поддержки – предоставление беззалоговых кредитов Центробанка. Она распространялась на гораздо большее число кредитных организаций – 116.
Такая весьма ограниченная поддержка уже практически примирила аналитиков с мыслью, что в России банковский сектор будет укрупнен, а мелкие кредитные организации поглотятся более мощными или обанкротятся. Впрочем, Центробанк ведет курс на консолидацию уже несколько лет. «Среди тех 700–800 организаций, которые не получат поддержку ЦБ, конечно, будут банкротства, хотя трудно сказать, насколько массовые.
Думаю, ЦБ постарается управлять процессом так, чтобы такие случаи разрешались максимально аккуратно, без паники, с обязательным и своевременным возвращением денег вкладчикам», – рассуждает г-жа Найденова.
Никита Кричевский настроен пессимистичнее. «Если ранее я полагал, что после кризиса останется 20% банков из нынешнего списка в 1125 организаций, то, судя по последним событиям, их может остаться даже 10%, то есть около 120 банков», – заявил он. Если ЦБ считает, что в России слишком много финансово-кредитных учреждений, то статистика говорит обратное. У нас один банк или филиал приходится на 20 тыс. граждан, а в развитых западных странах – на 2 тыс. «Для развития крупных национальных проектов действительно можно обойтись небольшим количеством банков. Однако не надо забывать, что малый и средний бизнес кредитуется в основном в мелких структурах», – напомнил эксперт.
Реально и другое нежелательное последствие – может начаться волна фиктивных банкротств. Сейчас кредитная ставка MosPrime составляет 17,03% годовых на три месяца, что для большинства малых и средних банков равносильно запрету брать кредиты, без которых многие из них не могут существовать. «Предвидя банкротство, руководство этих организации может заблаговременно вывести деньги из банков», – опасается г-н Кричевский.
Вчера власти приняли два решения, которые могут приблизить консолидацию. Во-первых, Центробанк для уже упоминавшихся 116 банков немного увеличил срок предоставления беззалоговых кредитов –с 5 месяцев 3 недель до 6 месяцев. Во-вторых, комитет Госдумы по финансовому рынку подготовил законопроект, который повышает требования к собственному капиталу банков. Соответственно малые банки, которые не впишутся в новые нормативы, вынуждены будут уйти. Документ может быть рассмотрен в рамках подготовки к первому чтению уже в ноябре, сообщил вчера председатель комитета Владислав Резник.
Комментарии