Медведев продемонстрировал осторожную готовность к реформам
На модерации
Отложенный
Послание президента Медведева Федеральному собранию выгодно отличается от посланий его предшественника. Фирменным стилем Владимира Путина был туман. После его выступлений эксперты могли долго рассуждать, что же сказал президент или же что он хотел сказать. Выходило всякий раз разное. Наконец, устав спорить, все сходились на том, что план Путина опять, в очередной раз победил. К реальности слова главы государства, звучавшие в послании к Федеральному собранию, почти не имели отношения. Это было рутинное исполнение конституционной обязанности. Если Основной закон требует раз в год обратиться к парламенту, президент с неизбывной тоской в очах обращается. Через сутки активного и бесплодного обсуждения все забывают об информационном поводе и переключаются на свеженькое – «в китайском зоопарке родилась очередная гигантская панда».
Первое послание Медведева интересно деловым тоном и тем, что в нем содержаться конкретные предложения по реформе российской политической системы. Правда, международный блок послания страдает размытостью, похоже, Кремль пока скрывает, какие же конкретно реформы ООН и мировой финансовой системы он намерен предложить на предстоящей в середине ноября встрече «Большой двадцатки» в США. То ли потому, что еще не закончена их разработка, то ли потому, что не хотят раньше времени раскрывать дипломатическую тайну.
Столь же размыты угрозы в адрес Америки, но здесь четкости больше. В день, когда из Америки пришла радостная весть об избрании нового президента, Медведев жестко намекнул, что Россия не стремится к противостоянию с США, но в случае продолжения политики уходящей администрации Джорджа Буша-младшего новым президентом, готова к противостоянию. И здесь сформулированы конкретные решения, в частности, готовность превратить Калининград в своеобразный укрепрайон против американской системы ПРО в Европе. Жесткая риторика в данном вопросе пожалуй, уместна. Обаме приписывают сомнения в необходимости размещения ПРО в Восточной Европе, сомнения испытывают и европейцы. Угроза противостояния «на пустом месте» может заставить нового американского руководителя, от которого все ждут более мягкой политики, уступить. Если же он не прислушается к голосу разума, у России есть уже озвученный Медведевым ответ на американское ПРО.
Наиболее четкие предложения прозвучали в той части послания президента, которая касается внутренней политики. Предложено увеличение срока полномочий президента с 4 до 6 лет, а Государственной думы – с 4 до 5 лет. Кроме того, губернаторы будут теперь выдвигаться исключительно партией, победившей на выборах в региональное законодательное собрание. Остальная процедура назначения губернатора останется без изменений – получив предложение от партии, президент должен выдвинуть (или не выдвинуть кандидатуру) на рассмотрение местного законодательного собрания, а последнее «наделить полномочиями» кандидата.
Предложена мягкая реформа Совета Федерации. Отныне члены Совета Федерации могут предлагаться только из числа депутатов региональных или муниципальных собраний. Таким образом, роль большинства в законодательных собраниях, которому и предстоит утверждать кандидатов на депутатские посты в верхней палате парламента, увеличивается. Мелким партиям обещано высочайшее заступничество. Те из них, кто не преодолеют 7% барьер, получат возможность все-таки провести в Думу одного или двух депутатов. Обещано также отменить денежный залог и поэтапно снизить количество членов, необходимых для регистрации партии.
Как же ко всему этому относится? Если избрать в качестве индикатора политическое участие граждан и элит в делах верховной власти, то мы получим примерно следующее. Внутриполитическая часть послания сужает возможности для участия граждан в делах государства. Поскольку выборы будут проходить реже, простые избиратели, понятное дело, будут влиять на политиков слабее. Впрочем, они и сейчас влияют мало. Но будут – еще меньше.
Участие же в политической жизни партии «Единая Россия» и региональных элит напротив, усиливается. Хотя «единороссы» и не были прямо названы в послании, именно они являются партией большинства в региональных законодательных собраниях. Именно им поэтому отойдёт право выдвижения кандидатур в губернаторы на рассмотрение президента. Благодаря доминированию в законодательных собраниях «Единая Россия» будет теперь контролировать и процесс назначения членов Совета Федерации. Таким образом, расширены права региональных «единороссов». Но вместе с тем расширены права и партии в целом, ведь «Единая Россия» - крайне централизованная организация, её центральное руководство может карать и миловать своих регионалов. Потому понятно, что партия не будет действовать против воли Кремля (хотя когда она действовала?). Таким образом, «единороссам» прибавили воли, как когда то дворянам. Послание стало своего рода Жалованной грамотой этой партии, её влияния на политические процессы в регионах отныне усиливается.
Расширено также участие в политике маргинальных политических групп. Все поняли предложение президента предоставить одно-два места в парламенте партиям, не прошедшим 7% барьер, как милостивый высочайший кивок в адрес новой либеральной партии, возникающей на базе скончавшегося СПС и, быть может, непокорного когда-то, но ныне сменившего вкус и цвет, «Яблока». Однако ниша в политической системе, им предложенная, всё равно является крайне маргинальной. Допустим, депутат Московской городской думы и председатель «Яблока» Митрохин превратиться в единственного депутата от партии в Государственной думе. Что это изменит, какое дополнительное влияние партия приобретет? Так что предлагаемая мера просто разрешает либеральным партиям посидеть на краешке на скамейке власти, погреться чуток забытым избирателями партиям у кремлевского костра.
В целом же послание делает положение избирателей – чуть хуже, положение элит – чуть лучше, но в общем оставляет ситуацию как есть. В условиях тотального доминирования «Единой России» в политике вряд ли ей составило бы серьезного труда побеждать на выборах раз в четыре года. Ну, раз можно делать это раз в пять лет, она будет поступать так. То же самое касается и президента. Два срока по шесть лет? Почему не три срока по четыре года? Разве что хлопот меньше, победитель то в наших условиях определяется волей правящих элит, а не на избирательном участке.
Иначе говоря, президент Медведев продемонстрировал свою готовность к реформам. С одной стороны. А с другой стороны – сугубую осторожность. Политическая система будет подвергнута незначительным усовершенствованиям, главная цель которых – укрепление установившего в последние годы в стране политического режима. Это и есть главная цель послания – «жалованной грамоты» единороссам.
Павел Святенков
Комментарии