Произойдет ли в России \"мягкая национализация\"?

На модерации Отложенный «Произойдет мягкая национализация». Кому придется труднее во время и после кризиса — бюджетнику или олигарху? Грядет ли большой передел собственности и не закончится ли он национализацией наиболее привлекательных активов? На эти вопросы отвечает Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития — «мозгового центра», призванного формулировать повестку модернизации страны.

Как скажется кризис на разных слоях населения?

Наиболее уязвимые слои населения оказываются в безопасности благодаря решению о гарантировании вкладов граждан. Гарантии по банковским вкладам на 700 тысяч рублей покрывают 90% вкладчиков. Оставшиеся 10% — это вклады людей, которые заработали миллион и больше. А они знают, что делать с деньгами и вообще как выкручиваться в этой жизни. Денег, которые есть у государства, хватает на два года самого тяжелого кризиса, который таковым, я надеюсь, не будет. Малый бизнес находит фантастические способы адаптации к кризису. Я знаю, что риелторы в регионах начали расплачиваться квартирами, поскольку у них наличности нет. И сразу вспомнил, что в 98-м году, когда я работал во Всероссийском союзе страховщиков, к нам поступала информация о том, что люди мешками носят друг другу деньги, чтобы не потерять клиентов. В этом смысле адаптация россиян к такого рода событиям намного выше, чем на Западе, потому что мы и 98-й помним, и вообще исторически никогда так долго, как в последние годы, шикарно не жили. Не думаю, что будут большие сложности у среднего класса. А для высшего среднего класса кризис будет иметь оздоравливающее влияние. Во всяком случае, возможно, его представители перестанут бряцать всем своим добром от «мерседеса» до «бентли» и приведут свое поведение в соответствие с тем, какое место мы занимаем в мире. А что касается самых верхних групп, их выживаемость будет зависеть от целого ряда обстоятельств, которые находятся за пределами моего знания и понимания. Но главное — кризис, как любая болезнь, из которой пациент выйдет живым, наводит порядок внутри организма: отомрет неживое и выживет сильнейшее.

Как ломается сталь

Произойдет ли ротация олигархов — кто выживет, кто придет на смену «погибшим »?

Кризис, конечно, многих проверяет на прочность. Есть уже моральная усталость в каких-то олигархических «семьях» — с 91-го года получается 17 лет постоянной «битвы за урожай». Наблюдая людей вблизи в бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), могу сказать, что усталость есть.

Сталь закаляется, потом она устает и ломается. Но кто именно не выдержит этой гонки, мне очень трудно сказать. Желательно, чтобы этот процесс был естественный, без вторжения административного ресурса, потому что он всегда произволен и вероломен. Тем более я хотел бы от этого предостеречь нынешний состав правительства — он довольно молодой, довольно энергичный, им еще жить и жить. Если они применят этот ресурс, он потом по ним же ударит рикошетом — вспомним историю с залоговыми аукционами. В том случае, если высшие чиновники не прибегнут к административному ресурсу, а их действия будут максимально транспарентными, они войдут в историю как dream team, команда мечты, потому что справиться с кризисом с минимумом социальных и других потерь — это вообще большое достижение.

Я могу сказать как участник некоторых событий, что с марта этого года президенту поступала самая полная информация — как от наших, так и зарубежных экспертов высочайшего уровня — по поводу серьезности кризиса и его возможных последствий. Он следит за ситуацией, и ему предлагаются материалы, поступающие отовсюду — и от друзей, и от врагов. Реакция — адекватная. В управлении ситуацией используются и те методы, которые применяют на Западе, а в чем-то мы даже их опережаем. Другое дело — это механизм.

Где возникают проблемы?

Причина происходящих нестыковок — традиционное отношение исполнителей к принятым решениям: авось, небось и накося, выкуси. Даже при Сталине, который за авось расстреливал, за небось сажал, а за накося, выкуси применял конфискацию до восьмого колена, эта триада действовала... А сегодня нет таких механизмов. Тем не менее мои друзья из банковской системы утверждают, что наконец-то деньги дошли — спустя месяц. Наконец-то аукционы заработали, потекла ликвидность. Заняло больше времени, чем должно было, но законодательный процесс происходил максимально быстро: закон — Дума — Совет Федерации. В момент кризиса сконцентрировались.

Между Сциллой и Харибдой

Что ожидает бизнес — национализация, перераспределение активов в пользу «своих» или дальнейшая продажа этой собственности?

Я думаю, произойдет мягкая национализация. Люди, находящиеся у власти, не сторонники социалистических идей, тем более радикальных. Провалы рынка, которые произойдут в результате крупнейшего за последнее время финансово-экономического кризиса, государство должно страховать и корректировать. Оно это будет делать. Формы возможны различные. В том числе мягкая национализация отдельных предприятий с последующим возвратом более эффективному собственнику. Скорее всего, эти процессы будут проистекать при наших родоплеменных недостатках и родовых пятнах: фаворитизм, помощь своим (вот этот хороший, потому что он экономический патриот, этот плохой — помогать не будем). Кто-то что-то подрулит в северозападной группе, в московской группе, в южной группе. Но на макрокартину это не повлияет. Поскольку рыночные механизмы работают, пробьются те, кому суждено было пробиться. Я исхожу из того, что даже если бы не было залоговых аукционов и прошла бы блестящая с точки зрения чистоты эксперимента приватизация национального благосостояния и экономики после 91-го года, капитанами производства оказались бы те же люди.

Есть представление, где сейчас может начаться процесс национализации?

Первый margin-call, по которому ушла Magna, — хорошая рыночная история. Она, наверное, обидная для Олега Владимировича Дерипаски, но по большому счету, если ему суждено заниматься автомобилестроением, то он еще что-нибудь когда-нибудь приобретет после завершения кризиса.

Но государству надо определиться — без чего оно не может обойтись? И вот здесь и вкусовщине, и фаворитизму, к сожалению, может найтись место. Невозможен здравый анализ, где найти точки роста, хоть 150 нобелевских лауреатов в области экономики сейчас собери. Это может определить только, во-первых, сам кризис, во-вторых, последующее развитие экономики. Но есть определенные критерии. Например, социальная уязвимость. В правительстве созданы три антикризисные группы по наиболее сложным секторам, которые уже испытывают трудности: жилье, строительство, ипотека; торговые сети, где сразу население сталкивается с последствиями — или повышение цен на продовольствие, или отсутствие каких-то товаров; и финансовобанковская система. Если не хватит кредитно-финансовых способов поддержки, могут быть применены еще тарифнотаможенные, затем налоговые и только потом мягкая национализация. Эти группы в правительстве укомплектованы очень грамотными людьми, дающими совершенно правильные советы и сигналы в самую большую кризисную группу, которую возглавляет Игорь Иванович Шувалов.

Ожидается ли национализация «Норильского никеля» — ведь это градообразующее предприятие...

Я не очень понимаю, в каком состоянии сейчас находится спор акционеров, почему такие серьезные люди, как Потанин и Прохоров, до сих пор не договорятся. Непонятно, насколько это растянутый и сложный процесс. Из-за социальных последствий, возможно, необходимо какое-то вторжение государства. Хотя поначалу казалось, что это абсолютно рыночная история, которая может быть разрешена рыночным способом...

Игорь Юргенс

Хроника пикирующих олигархов

«Северсталь» (Алексей Мордашов)

16 сентября ОАО «Северсталь» начала выкупать собственные акции на сумму около $400 млн — 2,7% акционерного капитала. Это может свидетельствовать о том, что рыночная стоимость ценных бумаг оказалась ниже реальной.

10 октября Производство на Череповецком металлургическом комбинате сокращено на 25%. Предприятия компании в Северной Америке и Италии сократят выпуск стали на 30%. В США 800 человек отправлены в вынужденный отпуск.

21 октября На Череповецком комбинате часть сотрудников отправлена в вынужденные отпуска, части сотрудников (в основном административному аппарату) объявлено, что они будут получать две трети заработка.

Millhouse Capital (Роман Абрамович)

10 октября Председатель ФК «Челси» Брюс Бак заявил, что клуб не застрахован от последствий мирового финансового кризиса и готов сокращать свои затраты.

23 октября Evraz Group, часть акций которой принадлежит компании Millhouse Capital, во избежание массовых сокращений вводит режим неполного рабочего дня, на предприятиях компании предоставляются отпуска без содержания, оформляются простои. Московский офис компании сократил все вакансии, набор персонала, командировочные расходы и временно приостановил часть проектов по обучению персонала.

27 октября Появились подтверждения тому, что Национальная академия футбола (НАФ) Абрамовича в августе частично свернула финансирование Российского футбольного союза.

30 октября Пресс-секретарь Абрамовича Джон Манн сообщил The New Times: «Проблем нет. Все в порядке, продолжаем работать».

«Норильский никель», «Русал», «Русские машины» (Потанин, Дерипаска, Прохоров)

21 сентября Генеральный директор «Русала» Александр Булыгин в интервью газете «Индепендент» заявил, что намерен отложить намеченное на следующий год размещение своих акций на западных рынках из-за мирового финансового кризиса.

6 октября Холдингу «Русские машины» Олега Дерипаски пришлось расстаться с купленным за $1,5 млрд пакетом акций канадской компании Magna. Акции достались банку BNP Paribas, кредитовавшему сделку.

14 октября Михаил Прохоров призвал членов совета директоров ОАО «ГМК «Норильский никель» отменить решение о приобретении компанией собственных размещаемых обыкновенных именных акций. «В случае реализации данного решения суммарный долг компании превысит $8 млрд», — говорится в письме отправленном Прохоровым Потанину.

15 октября Владимир Потанин продает подконтрольной ему компании ОГК-3 долю в «Русиа Петролеум» за $600 млн.

20 октября Владимир Потанин пожаловался президенту Медведеву, что мировой кризис ликвидности ограничивает российскому бизнесу доступ к международным финансовым ресурсам.

29 октября На фоне общего оттока средств с депозитов Росбанк, входящий в империю Потанина, потерял с начала сентября 16,8 млрд рублей (14,4% от общего объема депозитов).

30 октября «Русал» договорился с ВЭБом о привлечении nt ... $4,5 млрд на рефинансирование кредита, который компания брала в апреле для покупки 25% акций «Норникеля» у консорциума из 11 иностранных банков. С весны «Норникель» подешевел в 4 раза. Если бы до 31 октября «Русал» не увеличил залог, который по договору должен быть в полтора раза больше кредита, пакет акций достался бы кредиторам.

«Альфа-Групп» (Михаил Фридман)

10 октября «Альфа-Групп» сообщила, что ее 47,2% акций в крупнейшем российском ретейлере X5 Retail Group заложены Deutsche Bank, BNP Paribas и Royal Bank of Scotland. Стоимость X5 с момента заключения кредитных договоров в апреле этого года снизилась на 60%. Если акции еще подешевеют, банки потребуют дополнительное обеспечение В случае невыполнения обязательств залог может быть продан.

24 октября «Альфа-Групп» должна немедленно погасить кредит на $1,5 млрд перед Deutsche Bank. Иначе она лишится крупного пакета в «Вымпелкоме». В 2007 году компания заложила весь свой пакет под два облигационных займа на сумму $2 млрд. Оба выпуска облигаций выкупил Deutsche Bank.

29 октября В компании «Альфа-Капитал» к 1 ноября будут уволены 70 из 330 сотрудников как в Москве, так и в регионах. В основном это продавцы инвестиционных продуктов.

30 октября Российское правительство выделило «Альфа-Групп» около $2 млрд, чтобы помочь ей выплатить кредит Deutsche Bank и сохранить долю в компании «Вымпелком», которая использовалась как залог по кредиту.

АФК «Система» (Владимир Евтушенков)

20 октября Пресс-служба дочерней структуры АФК «Система» — девелоперской компании «Система-Галс» — сообщила, что общий долг компании достигает $1,2 млрд.

22 октября Холдинг АФК «Система» объявил о сокращении инвестпрограммы на IV квартал текущего года и пересмотре плана по капвложениям на 2009 год. На время кризиса компания приостановила сделки по приобретению сотовых операторов СМАРТС (оценивается в $600 млн) и «Скай Линк» (за 50% ее акций «Система» должна будет заплатить около $350 млн).

29 октября В обращении к Путину Евтушенков попросил государство выкупить блокпакет «Связьинвеста» (25% плюс одна акция) за $1,9 млрд. В этом случае государство станет стопроцентным владельцем компании.

Новолипецкий металлургический комбинат (Владимир Лисин)

15 октября НЛМК понизил прогноз выручки на 2008 год на $500 млн. Информационно-аналитическое агентство «Металл Инфо» со ссылкой на официального представителя НЛМК сообщило, что комбинат готов привлечь кредит Внешэкономбанка.

16 октября Снизилось производство: чугуна — на 7,4%, стали — на 6,6%, слябов — на 8%.

18 октября Для проведения капитального ремонта остановлена доменная печь. В связи с финансовым кризисом и падением спроса на стальную продукцию комбинат планирует досрочное проведение плановых ремонтов производственных мощностей.

20 октября НЛМК передумал приобретать американского производителя труб John Maneely Company. В компании заявили, что оценку актива, за который договаривались заплатить $3,5, следует пересмотреть в связи с изменившейся ситуацией на финансовых рынках. Продавец JMC Carlyle Group подал в американский суд иск, в котором говорится, что НЛМК должен завершить сделку и оплатить убытки, возникшие из-за того, что сделка была отложена.

ЛУКОЙЛ (Вагит Алекперов)

7 октября ЛУКОЙЛ (совместно с компаниями «Роснефть», ТНК-BP и «Газпром») обратился к правительству с просьбой о займе государственных средств на рыночных условиях для рефинансирования внешних долгов и приобретения новых активов за рубежом в то время, когда эти активы дешевеют. Вагит Алекперов заявил, что ЛУКОЙЛ рассчитывает получить заем $2–5 млрд.

14 октября Вагит Алекперов утверждает, что принадлежащие ему 20% ЛУКОЙЛа обесценились с $18,5 млрд до $7,2 млрд.

28 октября По подсчетам газеты «Ведомости», потери ЛУКОЙЛа за октябрь составили около $300 млн — в связи с завышенными экспортными пошлинами (рассчитывались в августе на два месяца, исходя из рыночных показателей на тот момент) при упавшей почти в 2 раза цене на нефть (27 октября Urals стоила $58,38 за баррель).

30 октября Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун заявил о сокращении инвест-программы более чем на 20%: компания намерена отказаться «от некоторых проектов по переработке, а также снизить объем бурения». Также Федун заявил, что ЛУКОЙЛ отказывается от поддержки госбанков.