К чему приведет начавшаяся национализация?
На модерации
Отложенный
Первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов заявил, что государство готово выкупать доли проблемных банков и других компаний, пострадавших от финансового кризиса. Многие эксперты заговорили о «мягкой национализации». На вопрос о том, к чему все же приведут такие меры, отвечает экономист Михаил Хазин.
- Такого рода меры и действия имеют смысл только тогда, когда они вписаны в некую программу. Совершенно очевидно, что государство не может этими банками управлять. У него нет реальной системы управления крупными банками. Обратите внимание, что Сбербанк и ВТБ ведут самостоятельную политику. Они ни есть инструменты реализации какой-то государственной политики. Что касается, мелких и средних банков – тут и говорить не о чем.
Если государство выкупает акции банков, пострадавшего от финансового кризиса, значит - оно с ними должно что-то делать. Что именно оно может сделать? Теоретически имеется программа – оздоровить и отдать обратно. Но как и за счет каких ресурсов можно оздоравливать в условиях кризиса? Это все требует неких действий, планов и т.д.
Конечно, такие действия можно рассматривать как антикризисную меру, т.е., грубо говоря, лучше помочь на один миллион, чем потом компенсировать пять миллионов.
Но проблема состоит в том, что мы не знаем, что и как нужно делать. Я думаю, что очень многие банки в тех условиях, в которых они сейчас находятся, понимают, что они уже нежильцы и начнут заниматься разного рода сомнительными операциями. Примером сомнительной операции является выдача гарантий по векселям. Дело в том, что выдача гарантий по векселям – это внебалансовая операция. И по этой причине, если вы выкупаете долю для оздоравливания, вы не знаете о том, что на банке может что-то висеть. В результате может оказаться так, что государство в качестве акционера находится в неких обязательствах, которые непонятно как оно будет возвращать. На самом деле это очень спорная конструкция.
Кроме того, мы все знаем, как устроены российские чиновники. Это могут превратить в бизнес – что-то выкупаем, что-то не выкупаем и т.д. Если бы была государственная политика, то можно было бы выстроить некую систему, в которой был бы какой-то контроль. Сейчас системы нет, значит и контроля нет. На самом деле я думаю, что вреда от всего этого будет больше, чем пользы.
Комментарии