Почему новая \"холодная война\" непозволительна никому
На модерации
Отложенный
Сидя на этой неделе в гостиной московской квартиры, легко можно было себе представить, что мир как по волшебству вернулся назад - в худшие дни 1962 года.
В понедельник государственные телеканалы с энтузиазмом показывали нам визит крупной военной делегации на Кубу - первый после распада Советского Союза. Кремль заявил, что цель этого визита - 'обмен опытом в организации противовоздушной обороны войск и в подготовке офицерских кадров'.
В тот же день отряд российских боевых кораблей во главе атомным ракетным крейсером 'Петр Великий' достиг побережья Латинской Америки, чтобы помочь правительству Венесуэлы в развертывании в глубоком тылу у Америки истребителей, вертолетов и прочих систем вооружений, приобретенных в России на общую сумму в 4 миллиарда долларов.
На этой же неделе Россия провела переговоры с Ираном в рамках масштабного соглашения о поставках вооружений. А в грузинских регионах Абхазия и Южная Осетия, где большую часть населения составляют россияне, и куда этим летом вторглась 60-тысячная группировка российских войск, вновь вспыхнули боевые действия.
Американцы ведут себя точно так же - в полном соответствии с традициями 'холодной войны'. После восьми лет все более отвратительного очернительства и провокаций на российском пороге со стороны американских военных и Джон Маккейн (John McCain), и Барак Обама (Barack Obama) не хотят сбавлять обороты, и говорят о России исключительно как об угрозе, требуя решительных действий против нее. Даже Обама, претендующий на роль способного переговорщика, и тот делает явные намеки на то, что Россию следует покарать.
Когда здесь вчера впервые с 80-х годов появился Муамар Каддафи (Moammar Gadhafi) и тоже подписал крупное соглашение о поставках оружия, возникло навязчивое ощущение слишком яркой реальности.
Но это не реальность, и нам не следует забывать об этом.
Реальная 'холодная война' не ограничивалась набором политических жестов, это была полномасштабная военная действительность. Вооруженные силы Советского Союза имели огромную численность и были нацелены на наступление и ведение войны в Европе. А вся военная армада Запада была ориентирована на восток, и 100000 ее военнослужащих были готовы в любой момент выдвинуться к восточным границам Западной Европы для нанесения молниеносного и смертельного удара.
Если бы сегодня действительно существовала настоящая военная напряженность между Россией и Западом, то мы были бы свидетелями того, как та или другая сторона готовится к отражению нападения противника.
Однако и здесь и там все происходит как раз наоборот.
'Послушайте, я сам ветеран 'холодной войны'', - говорит Александр Гольц, в прошлом офицер Красной Армии, а сегодня один из наиболее информированных военных обозревателей России.
Сидя в своем кабинете неподалеку от Кремля, он говорит о новом раскладе военных сил НАТО и России: 'Я 16 лет проработал в советской военной газете. И я помню учения тех лет ... когда американцы учили свои войска пересекать океаны. Они могли перебросить примерно 1000 танков, 50000 военнослужащих и так далее. Но таких учений не было уже несколько десятилетий, ни с той, ни с другой стороны'.
На самом деле, отмечает Гольц, сегодня Россия и США перестраивают свои армии таким образом, чтобы те могли противостоять угрозам в основном на Ближнем Востоке и на юге. Российские армейские руководители с готовностью признают, что американское военное присутствие в Болгарии и Чехии предназначено только для этой цели. Оставив военные базы в Германии, Соединенные Штаты ослабили свой наступательный потенциал против России. 'Совершенно ясно, что вся эта риторика по поводу военной угрозы НАТО в отношении России просто бессмысленна', - отмечает Гольц.
С другой стороны ситуация точно такая же. На закрытой встрече связанных с НАТО руководителей, которая состоялась на прошлой неделе в Англии, один из известных официальных представителей альянса объяснил мне все в открытую. 'Ни Россия, ни НАТО не хотят тратить деньги и усилия на подготовку к новой 'холодной войне'. Теперь у обеих сторон гораздо больше общих врагов, и даже если политика сегодня враждебная, военные все равно двигаются навстречу друг другу'.
На фоне всех этих агрессивных жестов и поз российский министр обороны проводит радикальную реорганизацию в вооруженных силах. Он начинает переход от огромной армии с системой массовой мобилизации и крупным резервом, которая ежегодно набирает в свои ряды 130000 военнослужащих, к элитным и мобильным вооруженным силам, предназначенным для противодействия террористическим угрозам и государствам-изгоям.
'В настоящее время, - говорит московский военный аналитик Павел Фельгенгауэр, - Россия хочет перестроить свою армию по западному образцу и перевооружить ее с помощью Запада, а также создать более профессиональные и более компактные вооруженные силы, отменив массовую мобилизацию. А цель массовой мобилизации - это война с Западом. Поэтому в военном плане мы движемся к тому, чтобы снизить уровень противостояния с Западом, пусть в политическом плане такое противостояние все больше нарастает'.
Многие полагают, что ни президент Александр Медведев (так в тексте - прим. перев.), ни премьер-министр Владимир Путин не хотели начинать военное вторжение в Грузию - ни того, ни другого здесь не считают экспансионистами. Их вынудили пойти на это политические обстоятельства внутри России, а также враждебные провокации со стороны Грузии . 'Я думаю, было бы справедливо сказать, что это единовременная акция, настоящее исключение из правил', - говорит один высокопоставленный британский военачальник.
В числе тех немногочисленных стран-членов НАТО, которые говорят о России как о серьезной угрозе, и предлагают усиливать оборону в Европе, лишь недавно принятые в состав альянса государства: Польша, Эстония, Венгрия - то есть те, что в прошлом были завоеваны Советами.
Такие разговоры раздражают большинство других стран-членов, в том числе, США и Канаду, которые всегда считали продвижение НАТО в восточном направлении не защитным шагом, а способом подать сигнал о готовности сотрудничать с Россией. Они надеются в будущем принять Москву в свои ряды.
Кремль отмахивается от попыток российских генералов наращивать оборону против Запада не менее энергично, чем командование НАТО - от просьб восточноевропейских государств развернуть базы вдоль границ России. Один британский представитель признался мне как-то, что в армии Великобритании имеется всего одна часть, способная форсировать крупные реки. О технике, которая была бы необходима в больших количествах в случае планирования боевых действий в Европе, никто даже не вспоминает. Все думают, что она не нужна.
Предстоящие на следующей неделе в США президентские выборы крайне важны. Мы можем только надеяться, что все эти грозные слова по поводу России предназначаются исключительно для привлечения голосов избирателей - точно так же, как и кремлевские антизападные выпады рассчитаны на внутреннюю аудиторию.
Это опасные разговоры, потому что настоящая 'холодная война' непозволительна никому. Гольц говорит, что новому президенту придется сбавить тон экспансионистской риторики, чтобы эта 'липовая' война не превратилась в войну настоящую. 'Если вам нужны неприятности, то вы их получите, и Соединенные Штаты для нас самый лучший кандидат на роль противника'.
Дуг Сондерс
Комментарии
Гольц Александр Матвеевич
Журналист; родился в 1955 г. в Москве; в 1978 г. окончил международное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова; с 1980 по 1996 год работал в \"Красной звезде\" (газета Министерства обороны); с 1996 г. - военный обозреватель журнала \"Итоги\".
Да из него офицер и военный обозреватеь как из меня проктолог...