Глобальные стройки заморозят под гнетом кризиса?

На модерации Отложенный

Отрасль мастерка и кирпича стала первой жертвой международного финансового кризиса, и строители-иммигранты из Средней Азии расплачиваются за это по полной. Строительство остановлено: это грозит сотням тысяч строителей, строившим город олигархов и шоппинг-моллов.

'Кризис? Какой кризис? Я знаю только, что уже месяц не получаю зарплату, хоть это не такая уж запредельная сумма. Работа стоит с сентября, прораб говорит, что не хватает стройматериалов, нет новых поставок. Мы подождем'. На северо-востоке Москвы, посреди одной из сотен возникших при Путине стройплощадок, в одном из тех вагончиков, что стали 'домом' для тысяч мигрантов в российской столице, Руслан в нерешительности скрестил руки, не зная, что делать. Ему непривычно сидеть без дела целый день, обычно он пашет посменно 10-12 часов. Приехавший из Узбекистана 3 года назад, он лучше своих товарищей изъясняется по-русски. 15 человек в 10-метровой комнатке - все из Средней Азии. Их руки требовались, чтобы строить новую Москву олигархов и нефтедолларов, может быть, еще и потому, что у немногих из них есть разрешение на работу. Теперь, похоже, в них больше не нуждаются. Всемирный кризис, который хоть и с опозданием, но добрался до Москвы, грозит поглотить их. А они должны были построить здесь коммерческий мега-центр, один из 20 намеченных на ближайшие годы, в дополнение ко многим (чересчур многим) уже существующим.

Все эти шоппинг-центры построены 'иностранцами', рабсилой из бывших советских республик. То есть, должны были быть построены. Потому что обвал финансовых рынков, перевернув российские биржи, проникает и в реальную экономику. И первый затронутый им сектор, или точнее, самый заметный - именно недвижимость: бриллиантовая верхушка российской индустрии, начиная с 2000 г.и позже, один из самых быстро развивающихся, после энергетического, секторов периода экономического бума.

И планы на будущее до недавнего времени были грандиозны. Земля была в собственности MIRAX, самой крупной российской строительной компании, которая только в столице имеет десятки начатых проектов класса люкс: от гордости компании - авантюристической вавилонской 'Башни Федерации' в финансовом Сити, до гигантских шоппинг-моллов, сверкающих элитных кондоминиумов, резиденций для богачей, офисных комплексов и небоскребов хай-тек. После обвала индексов двух московских бирж ММВБ и РТС, MIRAX решил заморозить 80% работ. Признавая кризис, руководство компании обещает, что будут достроены только уже запущенные проекты. 'Решение о возвращении на другие стройплощадки будет принято, только если рынок стабилизируется', - заявил президент компании MIRAX в интервью Washington Post. Не 'когда', a 'если'.

'От гастарбайтеров к без-арбайтерам', безработным: с таким заголовком, обозначившим положение трудовых мигрантов в России в период кризиса, вышел на этой неделе российский еженедельник 'Русский репортер'. Большинство из гастарбайтеров работает именно в строительстве, и от наличия занятости зависит, в соответствии с российским законодательством, их право на легальное проживание в стране.

Невидимая окружающему миру драма, в отличие от драм сотен российских сотрудников авиакомпаний и промышленных предприятий, которые или потеряли работу в последние недели, или столкнулись со снижением заработной платы: о них правительство обещает позаботиться. Легальных мигрантов-работяг только в Москве 700 тысяч, а еще больше нелегалов. Сейчас силы правопорядка опасаются, что они начнут рассредоточиваться по стране, вливаясь в ряды нелегалов и увеличивая мелкую преступность. 'Так уже было, но, в конце концов, они нам заплатят': Руслан оптимист - он привык к самоуправству хозяев - он не может рассчитывать ни на какие гарантии, у него нет никаких прав на возмещение невыплаченной зарплаты: и если эксплуатация мигрантов была распространена и прежде, то теперь для тех немногих, кто найдет какую-нибудь работу, она рискует стать нормой.



Если тебя остановила милиция, тебе грозит арест или высылка на родину. Или можешь дать отступные в 500 рублей (приблизительно 14.5 евро по нынешнему курсу). Обитатели вагончиков боятся получить отказ из ФМС, Федеральной миграционной службы, занимающейся разрешениями на пребывание и на работу. Кто-нибудь хочет вернуться домой? Это так сложно. Разрешить вернуться может только прораб: 'Он нас вызвал сюда и только он может отправить нас обратно'. Когда ты нелегал, от тебя мало что зависит. А дорога домой стоит дорого.

При Путине сектор недвижимости был одним из самых процветающих и быстро растущих, но также и одним из самых зависимых от банковских кредитов. Теперь, когда банки прекратили щедро раздавать кредиты строительным компаниям (а в России, как правило, работы начинаются при наличии большого начального капитала - никто не станет давать тебе деньги, пока не увидит почти достроенное здание), отмечается торможение и у таких известных компаний, как 'Система-Галс' Владимира Евтушенкова, мгновенно оказавшаяся по уши в долгах. Запрошенные банками проценты по кредитам почти утроены, а сроки возврата сокращены. Московский Сити, заверяют власти и заинтересованные компании, будет достроен. Или хотя бы Башня Федерации от MIRAX, первый настоящий небоскреб-модерн России, который должен стать самым высоким в Европе. Стоимость проекта - 740 млн. долларов. Возведение башни начали на деньги из личного состояния Сергея Полонского, миллиардера, президента компании, известного тем, что он часто сопровождает Путина в деловых поездках, и из бюджета его компании.

Но самое серьезное финансирование идет из 'Внешторгбанка', второго кредитного института страны, вложившего в проект 250 млн.: теперь он в кризисе, так же, как и государственный 'Сбербанк', и оба стали объектами спасательной мега-операции со стороны правительства. Следовательно, в Башню вложены и средства Кремля, владельца 99,9% 'Внешторгбанка'. А лично Полонскому принадлежал проект комплекса 'POKLONKA Парклайн', который, напротив, никогда не появится на свет. Он должен был стать образцом будущего нового российского мегаполиса, городом в городе и архитектурным шедевром, как написано о нем в рекламных брошюрах.

Государство пообещало протянуть сектору недвижимости руку помощи. Но, разумеется, не все смогут ей воспользоваться. По словам президента Медведева, предпочтение будет отдаваться строительству социального жилья. Война роскоши и мегаломании? Кое-кто надеется на это, как 'охранители культурного наследия', которые по всей стране борются против нелепого вмешательства в российское историческое архитектурное наследие, которым в последние годы, в эпоху 'диких строек руководили строители-спекулянты без совести, без понятия о законах и хорошем вкусе'. Как раз вчера в Москве сотни людей приняли участие в манифестациях в 'День народного гнева', протестуя против социальной и градостроительной политики 'безответственного' мэра Лужкова, требуя его отставки. Его жена - Елена Батурина, президент 'Интеко', одной из столичных строительных компаний-лидеров, которую также называет в числе вероятных адресатов государственной антикризисной программы.

Под угрозой также и футуристический (и спорный) проект 'Газпром-Сити' в Санкт-Петербурге; работы на берегах Невы еще не начинались, но на огороженном участке уже находятся десятки мигрантов-таджиков. В данном случае-'счастливцев', потому что у ни есть законное разрешение на работу. И что теперь? 'Не волнуйтесь, мы им найдем работу', - заверил прессу генеральный директор ассоциации строителей Санкт-Петербурга г-н Белоусов. Пояснив, что многие из них готовы работать даже за меньшие деньги, на тех небольших площадках, которые не были заморожены..

Перевод: Елена Коваленко