В стране идут массовые увольнения под предлогом оптимизации расходов

На модерации Отложенный

Начнем с анекдота. Рано утром, подметая свои участки, встречаются два дворника. Один спрашивает другого: "Мне знакомо ваше лицо. Где я мог вас видеть?". "А вы в каком банке работали?", – откликается тот.

Сообщения о начавшемся сокращении штатов самых различных фирм, компаний и учреждений были одними из первых свидетельств того, что мировой финансовый кризис пришел в Россию. Так, управление Государственной службы занятости населения Москвы в самом начале октября сообщило о том, что только за последнюю неделю сентября столичные организации сократили более 400 сотрудников. Это притом, что, согласно сложившейся у нас традиции, не все граждане, ставшие жертвой сокращения штатов, первым делом бегут становиться на соответствующий учет. Да и далеко не все коммерческие предприятия спешат сообщить о проведенных сокращениях (те самые 400 сотрудников были сокращены в 15 подавших сведения организациях).

А затем весь октябрь сведения об увольнениях и принудительных отпусках без сохранения содержания поступали уже из самых разных уголков страны. Так, КамАЗ сократил рабочую неделю до четырех дней, а часть рабочих отправил в административный отпуск. Причем, в режиме четырехдневной недели КамАЗ собирается работать до 6 мая 2009 года. А сколько малых и средних фирм отправляют в отпуск без сохранения содержания своих сотрудников в надежде на то, что те вынуждены будут подать заявления об уходе по собственному желанию, освободив таким образом работодателей от необходимости выплачивать выходное пособие, мы вообще не знаем.

Знаем лишь то, что Российский союз промышленников и предпринимателей в лице своего

вице-президента Федора Прокопова выступил с предложением внести в Трудовой кодекс поправку, которая отменила бы обязательство работодателя в течение двух месяцев выплачивать заработную плату сотруднику, уволенному по сокращению штатов. Правда, после возмущенного обсуждения этой инициативы в СМИ "профсоюз олигархов" несколько изменил свое предложение: работники страдать не должны, но выходное пособие пусть выплачивает им государство.

Разумеется, раздаются и голоса, призывающие не паниковать (известно, что в кризисные времена паника – одна из самых страшных угроз). Так на днях с успокаивающим интервью выступил в "Известиях" глава крупнейшего в стране кадрового интернет-портала SuperJob.Ru Алексей Захаров. По его мнению, никакого всплеска безработицы нет. "СМИ просто запугали народ, – уверяет он. – Я вчера специально посмотрел нашу базу заявок. На сто банков приходится несколько тысяч актуальных вакансий. При этом они выставлены теми же банками, которые объявили о сокращениях. Все не так плохо, как можно подумать, открыв с утра деловые газеты. Даже в финансовой сфере это скорее не кризис, а структурные изменения".

Захаров уверен сам и готов уверять окружающих, что когда мы слышим о том, что какая-то крупная компания собирается сократить персонал, в первую очередь, речь идет об офисных сотрудниках и центральном аппарате, который, возможно, работает неэффективно. Но основная часть населения занята в реальном секторе и что-то производит руками. И таких сотрудников катастрофически не хватает.

Нельзя сказать, что специалист по рекрутингу очень уж лукавит: во многих случаях дело обстоит именно так, как он говорит. Во многих, но далеко не во всех.

Уже митинговали сотрудники Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске Иркутской области. Еще в начале октября комбинат был остановлен на месяц, а около двух тысяч его работников были отправлены в вынужденный отпуск. Затем руководство ЦБК объявило об увольнении более 150 человек, сославшись, в частности, на серьезные претензии, предъявленные комбинату со стороны Минприроды.

Руководство уже упоминавшегося КамАЗа заявило о вероятном сокращении до 10 % рабочих, группа "ГАЗ" объявила об увольнении еще большего количества людей.

Рекордсменом стал Калининградский морской порт, объявивший об увольнении половины сотрудников. Неужели и здесь речь идет лишь о людях, неэффективно работавших в офисе?

Между прочим, и ЦБК для Байкальска, и КамАЗ для Набережных Челнов – градообразующие предприятия. Любое сокращение штатов здесь – это люди, которым некуда будет устроиться.

Разумеется, через некоторое время статистика (хотя в ее надежности у нас всегда были и сейчас остаются большие сомнения) покажет, как изменился с приходом кризиса состав людей, официально ищущих работу. К началу сентября среди них было, по данным Росстата, 34,8 % людей, окончивших 11 классов, еще 18 % – выпускников ПТУ, примерно столько же тех, кто окончил техникумы, и только 11 % людей с высшим образованием. Если статистика резко изменится, и процент граждан, имеющих вузовские дипломы, среди безработных резко возрастет, Алексей Захаров, безусловно, окажется прав. Если соотношение хотя бы не изменится, значит, все обстоит куда сложнее.

Есть и иные обстоятельства, сопровождающие такой процесс, как сокращение штатов. Так, в первую очередь, сокращаются не только неэффективные, но и не слишком угодные работники. А уж урезание зарплат, отмена бонусов и прочих премий – рядовое явление сегодняшнего дня. Работодатели не скрывают, что первым делом урежут именно эти выплаты, которые обычно составляют порядка 40 % зарплаты. Фирмы, сокращающие расходы, уже отказываются не только от корпоративных праздников или дотаций на обеды, но и от переподготовки кадров.

При этом сами работники, сокращаемые или ждущие сокращения, судя по свидетельствам сотрудников кадровых агентств, хорошо понимают, что именно должно измениться в их жизни. Еще в начале кризиса имеющиеся вакансии закрывались непривычно быстро: если раньше на место бухгалтера с зарплатой в 40-45 тысяч рублей кандидата искали месяц или даже дольше, то теперь подобная вакансия закрывалась за неделю. И в этом нет ничего удивительного: резюме бухгалтеров в сентябре было практически столько же, сколько вакансий для них, а к 19 октября резюме стало в полтора раза больше, чем вакансий (в начале 2008 года было всего 0,22 резюме на одну вакансию). А многие уже готовы и к тому, что им придется устраиваться на куда менее оплачиваемую работу, чем была у них до кризиса.

Понятно, что привычных мест для всех увольняемых не хватит, недаром многие руководители компаний открыто говорят, что без особых последствий для работы своих фирм они могут уволить 30–40 % офисных работников. Куда деть такую армию?

С инициативами на этот счет недавно выступила партия "Справедливая Россия". В качестве меры предотвращения массовой безработицы она предлагает, к примеру, перепрофилирование уволенных работников, которое практикуется в большинстве социально ориентированных стран.

Отдельно стоит отметить то, что серьезнейшие затруднения испытывают сегодня строительные компании. И здесь тоже собираются проводить сокращения. Сокращения, чреватые весьма острыми социальными проблемами. Не секрет, что, например, на московских стройках в основном работают представители среднеазиатских республик бывшего СССР. У многих из них нет ни трудовых книжек, ни официально оформленных договоров. У части, причем немалой, отобраны даже паспорта.

Как вы думаете, уважаемые читатели, их будут увольнять, выплатив выходное пособие, купив билеты на солнечную родину? Конечно, нет.

А теперь представьте себе толпы обманутых нищих узбеков и таджиков на улицах Москвы. Вам не страшно за себя, а особенно – за своих детей?

Безработица, полная или частичная, всегда сопровождает кризисы. Важно то, готовы ли к этому государство, общество, да и каждый из нас. И чем меньше наша готовность, тем страшнее будет удар.

Олег Конюхов