Могут ли Россия и Запад сотрудничать в борьбе с сомалийскими пиратами?

На модерации Отложенный

Россия и Запад упускают возможность сбавить накал враждебной риторики и объединить усилия во имя общего дела. Пиратство возле берегов Сомали Аденского залива угрожает судам, следующим в Персидский залив, Индийский океан и Красное море. 

В настоящее время пираты удерживают в водах Сомали 15 судов и 300 членов команд, в частности украинский корабль «Фаина» под флагом Белиза со смешанной русско-украинской командой, перевозивший 33 танка Т-72. Капитан судна, гражданин России, скончался от сердечного приступа. Может, он слишком много знал?

В воды Сомали направлен фрегат «Неустрашимый» Балтийского флота, но в то время как США и Россия пытаются сообща добиться освобождения судна по дипломатическим каналам, не совсем понятно насколько действия «Неустрашимого» скоординированы с морской оперативной «Группой 150» западных флотов, находящейся в регионе.

С понедельника корабли НАТО выполняют миссию под названием Allied Provider. В декабре их должны сменить семь кораблей Евросоюза, но Европарламент вроде не уверен, что у европейцев есть право топить пиратские суда или арестовывать самих флибустьеров.  

Страны Персидского залива, судоходству которых напрямую угрожает пиратство, не предпринимают серьезных мер для борьбы с ним, хотя на днях очередная жертва пиратов — иранский танкер с химикатами на борту — был захвачен, но потом выкуплен. 

Союзник России Иран и союзник США Саудовская Аравия, очевидно, поддерживают силы, близкие к сомалийским пиратам, как, например, Комитеты Исламских Судов, близкие к «Аль-Каеде». 

Источники в старейшей страховой компании мира — лондонском Ллойде — предупреждают, что сомалийские пираты, если их не остановить, будут представлять угрозу для судоходства в районе Суэцкого канала и пролива Эль-Мендеб.  

Пиратство способствует нестабильности и усилению военных действий на территории африканского континента, а также развязывает руки радикальным исламистским и сепаратистским силам в Сомали и Судане. В настоящее время у пиратов нет мощного спонсора в лице какого-либо государства, но и это со временем может измениться. 

Нападения пиратов с берегов Сомали заметно участились с 2004 года. На вооружении у пиратов не высокотехнологическое оружие, а автоматы, пулеметы, реактивные гранатометы, ручные гранаты. Также есть сведения, что у них на вооружении могут находиться переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). 

Протяженное морское побережье и море являются для пиратов тем же самым, чем являются горы для талибов, а городские трущобы — для боевиков в Ираке или в секторе Газа. Знамением времени стало то, что, помимо стрелкового оружия, пираты также используют в своих атаках современные технологии — системы GPS, спутниковые телефоны и ноутбуки. 

Пираты пользуются современными технологиями и агентурой для сбора информации, поиска мишеней, координации атак и проведения переговоров. В то время как многие пираты все еще действуют небольшими бандами и используют надувные лодки вроде «Зодиаков», базирующихся на берегу, более опытные и хорошо организованные пираты пользуются большим количеством скоростных катеров, запускаемых с «корабля-носителя», которые могут одолеть жертву количеством, одновременно перерезая пути отхода.

Также имеются сведения, что пираты используют разные «корабли-носители», что делает их отслеживание, а также борьбу с ними еще более затруднительными.

Также важно, что тактическая доктрина пиратов — скорость, внезапность и незаметность, вкупе с избыточным применением силы, является ключом к успешному рейду или угону корабля. Обычно банды пиратов обладают разведданными касательно кораблей-мишеней, включая сведения о пунктах следования, грузе и владельце корабля. В Сомали и соседних странах Африки существует разветвленная инфраструктура поддержки пиратов, с помощью которой бандиты получают оружие, сбывают захваченные ценности, а также проводят переговоры о выкупе.

Правительство Сомали, находящееся под непрерывными атаками исламистов, не в силах контролировать действия пиратов, и до настоящего времени международное военно-морское присутствие в регионе также не смогло отпугнуть их. Рост пиратства является симптомом нарастающего международного хаоса.

Комбинированная «Оперативная группа 150», включающая в себя корабли США, Канады, Франции и пяти других стран, отвечает за безопасность судоходства в регионе. Группа базируется в Бахрейне, основном месте базирования Пятого флота США, и недавно участила патрулирование в ответ на рост числа пиратских атак.

Из-за того, что зона ответственности группы и количество потенциальных мишеней пиратов слишком велики, опергруппа не может предоставить полную защиту кораблям, находящимся в регионе. Россия могла бы усилить военно-морское пристуствие в регионе, координируя его с западной эскадрой. 

На сегодняшний день судно может быть похищено до того, как корабли опергруппы успеют вмешаться. Также регион является транзитным путем для слишком многих судов, чтобы каждый корабль мог сопровождаться опергруппой.

Излюбленные цели пиратов — корабли ООН, которые осуществляют поставки продовольствия и других продуктов беженцам Сомали — требуют особенной защиты, так как цена выкупа для них часто поднимается до миллиона долларов. 

«Опергруппе 150» необходимо осуществлять эскорт кораблей до Баб Эль-Мендеба (который является южным входом в Красное море) и обратно, а также в Сомали и Аден в составе конвоев, в то же время подготавливая решительный удар с моря по пиратам. 

Морские державы должны признать важность проблемы нарастающего пиратства и принять решительные меры для сдерживания и борьбы с пиратами.

В дальнейшей перспективе весь «пиратский берег» Сомали надо поставить под контроль. Это должно быть сделано правительством Сомали при более сильной поддержке со стороны Африканского союза, Западных стран и ООН. В регионе надо укрепить правопорядок, а также развить новые виды трудоустройства, такие как сельское хозяйство, ловля рыбы, добыча жемчуга, аквакультура и даже туризм, когда это станет возможным. 

Но всё это можно будет реализовать только после поражения и уничтожения пиратов, как и в случае с их предшественниками из Карибского бассейна и с Пиратского берега. Россия и Запад не должны упускать случая для серьезного военно-морского сотрудничества.

Ариэль Коэн