Укреплению рубля мешают Греф и Кудрин
На модерации
Отложенный
Премьер-министр Владимир Путин в ходе13-й встречи глав правительств России и Китая предложил КНР постепенно отказаться от «проблемного» доллара во взаимных расчетах, перейти при взаиморасчетах на юани и рубли, и тем самым в какой-то мере избавиться от долларовой зависимости. Даже этот процесс пойдет поэтапно - все равно здравая идея. Покупая доллары для нашей торговли мы, по сути, платим скрытый налог США.
В более отдаленной перспективе, по мнению экспертов, юань вообще может стать одной из новых мировых расчетных валют. В частности, на антикризисном саммите «большой двадцатки» в Вашингтоне, лидеры ведущих держав мира, вероятно, попытаются перехватить пальму первенства у США. Сейчас для этого предоставляется хороший шанс – ведь США будет представлять уходящее правительство или lame duck (хромая утка).
В таких условиях самое время выработать новую концепцию экономической модели развития мира, где главенство будет иметь не только доллар. Резервными валютами для осуществления международных расчетов теоретически могут стать пять валют – например, доллар, евро, йена, юань и рубль. Но это пока теория. Про спекулятивную сущность доллара сегодня знают все. Но что с этим делать пока не очень ясно – никаких явных альтернатив просто не видно. Наверное, тот, кто сумеет разрубить этот гордиев узел, вполне сможет претендовать на Нобелевскую премию по экономике.
Вся современная модель получения дохода построена на доступе к дешевым кредитам, а они, в свою очередь, возникали за счет бесконечно печатаемых долларах.
По мнению экономиста Михаила Хазина, «беды современной мировой финансовой системы идут от частного характера контроля над денежным обращением. Мировая финансовая система построена на долларе. Более 80% межстрановых расчетов происходит именно в долларах, доллар главная резервная и расчетная единица, единая мера стоимости. И эта ситуация позволяет США практически полностью контролировать мировую экономику, поскольку вся информация о состоянии мировой торговли концентрируется именно в американских банках и в Федеральной Резервной Системе США. Поскольку доллары-то, в основном, электронные, а значит их верификация (через историю происхождения) неминуемо хранится именно ФРС, которая их эмитирует. А такие знания позволяют США не только качественно манипулировать рынками в своих интересах, но и получать некоторые дополнительные резервы, которые могут быть направлены на различные цели».
Также, по мнению Хазина, США «отказаться от эмиссии (то есть печатания) денег как основного инструмента создания богатства и повышения экономического роста через стимулирование спроса человечество (точнее, мировые финансовые элиты) явно не готовы».
И психологически, и политически. И по этой причине, скорее всего, мир будет разделен на «валютные зоны» (термин, введенный Хазиным в 2002 году), в каждой из которых будет главная, «зональная» валюта, играющая роль, аналогичную той, которую сегодня в мире играет доллар. Вероятно, одной из таких «зональных» валют может стать юань.
В своих статьях Хазин с определенной симпатией относится к Китаю, называя его державой, от которой зависит благополучие мировой экономики.
Готов ли юань стать новой мировой валютой? На вопрос обозревателя КМ ответил Михаил Хазин:
- Китай отчетливо убегает от этого, пока он не готов, потому что делать свои национальные деньги мировой валютой, можно только если у вас есть концепция управления. У Китая такой концепции нет, это системная проблема Китая. Китай еще не создал свою экономическую модель и развивается за счет «прививки» финансового капитализма на своей территории.
Что касается перехода во взаиморасчетах между Россией и КНР на национальные валюты, то конечно, это шаг правильный теоретически. Но практически для его реализации надо, прежде всего, стабилизировать российскую финансовую систему.
Каким бы не был грядущий кризис, спровоцированный в упреждающем порядке или грянувший сам по себе, он разрушает старую валютно-финансовую систему. А новой пока не видно. Долларовую систему делали полвека. Что будет единой мерой стоимости в дальнейшем? Золото? Наверное. Но есть и другой вариант. Например, разделение доллара на внутриамериканскую часть - пусть делают с ним все, что хотят - и на интернациональную часть, с включением туда Китая, Индии и всех остальных.
Обмен валют из разных зон напрямую будет невозможен — только через зональные валюты, которые, скорее всего, в рамках межзональных расчетов окажутся привязаны к золоту. Три из них основные (доллар США, евро и юань) и две виртуальные (золотой динар и рубль). Таким образом, есть вероятность, что появится зона рубля, и это будет означать, по сути, восстановление СССР, во всяком случае, как единого экономического пространства. К сожалению, на пути реализации этой идеи стоит группа фактически ставленников западного проекта в России - Греф, Кудрин, Шувалов.
Н. Сергеева
Комментарии