Израиль-Палестина: возможно ли одно государство для двух народов?
На модерации
Отложенный
Раз мирное соглашение между двумя государствами невозможно, предупреждает палестинский интеллектуал Сари Нуссейбех, остается единственный выход: "Создать двунациональное государство, в котором мы заставим уважать наши гражданские права. Израильтяне должны будут с этим согласиться. И палестинцы тоже".
Журнал Nouvel Observateur публикует интервью с палестинским философом Сари Нуссейбехом.
По мнению Сари Нуссейбеха, вряд ли кто-то еще может верить в "чудо" – в то, что до конца 2008 года в соответствии с договоренностями конференции в Аннаполисе будет заключено палестино-израильское мирное соглашение. Даже если бы Ципи Ливни удалось сформировать правительство, ничего бы не изменилось, считает он. Все будет зависеть от результата ближайших выборов: либо "Кадима" победит с небольшим отрывом и будет вынуждена формировать коалиционное правительство и заключать искусственные альянсы, рискуя оказаться недееспособной, либо она одержит решительную победу, и тогда все будет зависеть от ее умения навязать свою точку зрения общественному мнению и партнерам. "Чтобы стать настоящим лидером, нужно время, особенно в Израиле. А без лидера не может быть движения к миру", – полагает Нуссейбех.
Нуссейбех уверен, что Ципи Ливни уже не мечтает о "Великом Израиле" и готова к территориальному компромиссу. Вопрос, по его мнению, в том, проделает ли она весь путь до конца, так как между "большим участком пути и всем путем есть некоторые детали, а, как показали переговоры в Кэмп-Дэвиде, из-за этих деталей все может оказаться под вопросом", – сказал он в интервью газете.
Палестинская сторона, по его словам, понимает, что при нынешней политической ситуации в Израиле серьезное соглашение невозможно. А израильтяне осознают, что, если они попытаются навязать палестинцам "очередную бумажку", это вскоре приведет к новому витку насилия. Поэтому они пришли к негласному соглашению – тянуть время. Но все понимают, что такое "хождение по краю пропасти" не может продолжаться бесконечно. Израильские избиратели могут дать шанс Биньямину Нетаньяху и крайне правым. "Можно себе представить, к каким последствиям для мирного процесса это приведет", – цитирует Nouvel Observateur слова философа.
С другой стороны, палестинский президент Махмуд Аббас сможет удержаться у власти, только если палестинцы будут видеть перспективу заключения соглашения, в противном случае его вряд ли переизберут на предстоящих выборах, "Хамас" и радикальные настроения усилятся, и последствия этого тоже очевидны, отмечает Сари Нуссейбех.
Он убежден, что в случае провала мирного процесса смысл существования Палестинской автономии исчезнет: "Если не будет соглашения, не будет и палестинского государства рядом с Израилем". Для многих палестинцев, особенно интеллектуалов, идея двух государств утратила смысл, они уже не верят обещаниям правителей. Палестинская автономия у них в сознании ассоциируется со всеобщей коррупцией, и они задаются вопросом, зачем бороться ради такого государства. Для жителей сектора Газа вопрос выживания гораздо важнее вопроса национальной независимости, считает он, и в случае открытия границ они отправятся искать работу в Израиле, и в конце концов, возможно, заставят ПА пересмотреть свои претензии на независимость и вернуться к некоей форме временной оккупации, которая позволит им улучшить уровень жизни.
Он отмечает, что сегодня для все большего числа палестинцев идея отстаивания индивидуальных прав в рамках одного государства становится все более привлекательной. И если решение на основе двух государств не будет конкретизировано, палестинцам придется смириться с этим фактом и изменить не только стратегию, но и цель. Единственным методом в этом случае станет насилие. Придется пересмотреть политические цели, забыть о независимости, самоопределении и требовать соблюдения прав. Логическим следствием такой стратегии должно стать предоставление палестинским беженцам права на возвращение в Израиль, ведь никакой Палестины, которая могла бы их принять, не будет. Сари Нуссейбех, по его словам, прекрасно понимает, что именно вопросы демографического большинства заставили Ципи Ливни и ей подобных стать приверженцами принципа создания палестинского государства. Однако реальность установит свои правила, подчеркивает он. В таком случае политическая сцена изменится, смысл существования ПА и ООП пропадет, возникнут новые палестинские лидеры с новым видением ситуации и новой стратегией.
Нуссейбех, тем не менее, является сторонником двух государств, так как это наименее болезненное и при этом наиболее достижимое решение. "Вернуться к идее одного государства значит согласиться вступить на очень долгий путь, который точно не будет усыпан розами", – считает он.
Анри Гиршун
Комментарии