Что будем смотреть в кинотеатрах на Новый год?

На модерации Отложенный

Гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст определил то, что будет происходить на экранах страны во время новогодних каникул, словами "ледовое побоище". Его канал решил поддержать в прокате картину Валерия Тодоровского "Стиляги". И не просто поддержать, а добиться того, чтобы именно она стала "главным фильмом Нового года" (так в слогане), вытеснив своих конкурентов - "Обитаемый остров" Федора Бондарчука и продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова (первая часть, вторая, по предварительным планам, выйдут осенью 2009-го) и сиквел весьма успешного проекта прошлого года "Любовь-морковь" (продюсер - Ренат Давлетьяров). Конкуренты, надо отметить, не слабые.

"Ну, и в чем дело? Не так часто у нас снимаются фильмы, которые стоит смотреть, а в эти новогодние праздники будет чем себя развлечь", - скажет зритель, далекий от проблем отечественной киноиндустрии, и окажется прав. Но только отчасти. Поскольку проблема нехватки кинозалов остается актуальной. Их у нас около 1700, хотя, по самым скромным подсчетам, для нормального проката требуется в два раза больше.  

Все перечисленные картины выйдут массированно - совокупный тираж составит порядка 3500 копий. А ведь будут еще и другие премьеры - в том числе мультик "Про Федота-стрельца", который также поддерживается "Первым каналом", или "Запретная любовь" с Кирой Найтли. Как все это разместить на экранах - об этом сейчас болят головы у директоров кинотеатров.

С "Любовью-морковью-2" все просто: те, кто полюбил первый фильм про обмен телами мужа и жены Голубевых (Гоши Куценко и Кристины Орбакайте соответственно), возможно, захотят посмотреть и второй: про то, как десять лет спустя детям Голубевых приходится меняться телами с родителями. Тут есть лишь одно уточнение: первый фильм снимал Александр Стриженов ("От 180 и выше"), а к моменту запуска второго он был занят, и пришлось пригласить другого режиссера - Максима Пежемского ("Мама не горюй" и "Мама не горюй-2"). Но "Любовь-морковь", что называется, "продюсерский проект", поэтому смена режиссера вряд ли способна всерьез на него повлиять.

 "Стиляги" (рабочее название фильма было "Буги на костях") - это история про фрондеров середины 1950-х, с их прическами а-ля Элвис, яркими пиджаками и именами, измененными на американский лад: Боб, Фред и так далее. Спортсмен, комсомолец, образцовый студент МГУ по имени Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) во время рейда народной дружины задерживает девчонку-стилягу по прозвищу Польза (в этой роли - Оксана Акиньшина, единственная известная актриса среди молодых, снявшихся в фильме). Встреча меняет героя кардинально: из Мэлса он становится Мэлом. Плюс прическа, пиджак, саксофон. Но главное, он начинает понимать: ценность каждого человека - в его индивидуальности...

"Стиляги" - мюзикл, причем отнюдь не ретро. Тодоровский перенес аранжировки песен своей молодости (от "Наутилуса" до Валерия Сюткина) в 50-е, на каждую тему поставлен отдельный хореографический номер, актеры поют - причем своими голосами, танцуют, и смотреть на все это в течение первого часа исключительно приятно и интересно.

Но затем фильм-концерт, по замыслу авторов, должен был бы трансформироваться в драматическую историю, обрести смысл и эмоциональное наполнение. В той незаконченной версии, в которой "Стиляги" были показаны директорам кинотеатров, этого, к сожалению, не происходит. Из зала выходишь с ощущением пустоты, и даже удовольствие от первого часа этой пустотой подавляется...

Поскольку в кино ходят не только поклонники Стругацких, в двух словах - о чем фильм "Обитаемый остров". Двадцатилетний житель планеты Земля (ленинградец - по роману, москвич - по фильму) Максим Камеррер летает по Вселенной на звездолете, в какой-то момент терпит крушение и оказывается на планете Саракш. В романе мир Саракша - это завуалированное описание того государственного устройства, при котором Стругацким довелось жить, а в фильме - метафора тоталитаризма, детально разработанная в визуальном своем воплощении. Камеррер сначала мечтает любой ценой выбраться, но потом на Саракше у него появляются близкие люди, и он хочет уже не только личного спасения, но также тех, кто ему дорог, и планеты в целом.

Как и у Тодоровского, у Бондарчука в главных ролях - молодые неизвестные актеры, а в остальных - звезды российского кино. Сергей Гармаш, например, играет в обеих картинах. Как и "Стиляги", "Обитаемый остров" - это высказывание на тему "личность и государство", но более глобального масштаба. И высказывание это - или, если угодно, "авторское послание" - рождается исподволь, в тот момент, когда ты просто смотришь очень увлекательное кино. Как заметил Дмитрий Быков, один из немногих пока зрителей "Обитаемого острова", первый раз в истории экранизаций Стругацких экшн удалось объединить с философской составляющей - как происходит это и в романах самих писателей. По сути, "Обитаемый остров" - замаскированное под жанр авторское кино. Такими были "Брат", "Бумер", но в принципе подобный симбиоз - редкость, и не только для российского кинематографа.

Выиграет ли зритель от того, что все это падет на его голову на рождественско-новогодние каникулы? Думаю, вряд ли. Ведь время и деньги придется потратить как минимум трижды - всего за какие-то десять дней. А будут и те, кто на праздники уедет, потом - вернется, погрузится в дела, и какой-то из фильмов уж точно пройдет мимо.  Куда удобнее, казалось бы, развести картины в прокате по срокам. Кстати, никакой Новый год не понадобился "Адмиралу", чтобы собрать очень приличную кассу (на сегодняшний день уже более $30 млн), а первая "Любовь-морковь" отлично стартовала на 8 марта 2007 года. Обидно, если проигравшим в "ледовом побоище" окажется именно зритель.

Лариса Юсипова