Российский нефтяной бум: чудо или мираж?

На модерации Отложенный После нескольких лет роста некогда могущественная российская нефтяная промышленность переживает снижение производства и падение цен на нефть, столкнувшись с худшим экономическим кризисом десятилетия, пишет газета The International Herald Tribune. 

Нефтяные компании, опиравшиеся на высокие цены на сырье, инфраструктуру советской эпохи и доступные кредиты западных банков, теперь переживают непростые времена. Иностранные инвесторы вывели свои капиталы, а цены на акции упали. Неужели это конец путинского бума? Таким вопросом задается автор статьи Эндрю Э.Крамер.

Основной вопрос российской нефтянки состоит в том, намеревается ли правительство поддерживать компании, требовать от них краткосрочные кредиты для поддержания других отраслей экономики или позволит им зачахнуть, так как ограничение производства поможет поддержать мировые цены на нефть. Похоже, в настоящее время в России есть признаки всех трех подходов, говорится в статье.

Высокопоставленные чиновники дали понять, что политика Москвы будет направлена на сближение с ОПЕК. Россия является крупнейшим производителем нефти за пределами картеля.

Между тем цены на основной продукт российского экспорта, нефть марки Ural Blend, опустились 15 октября ниже отметки 70 долларов за баррель – уровня цен, который необходим, по данным Министерства финансов, для сбалансированности бюджета страны на 2009 год. Если цены останутся на этом уровне, Россия, которая получала сверхприбыли на протяжении почти десятилетия, может столкнуться с дефицитом бюджета.

Всемирный кризис настиг российскую нефтяную промышленность в тот самый момент, когда компании принимались за крупные проекты, финансируемые с помощью кредитов, получаемых под залог дешевеющих ныне активов. Задолженность группы "Газпром" на начало года составляла 61 млрд долларов. Задолженность "Роснефти" в конце первого полугодия – 22,7 млрд долларов.

Правительство пытается облегчить боль нефтяных гигантов, пишет издание. В сентябре первый заместитель премьер-министра Игорь Сечин пообещал им 9 млрд долларов с целью рефинансирования кредитов западных банков.

Кроме того, снижение цен на нефть привело к ослаблению налогового давления в условиях сложной финансовой системы с прогрессивным налогом на экспорт нефти.

Как ни парадоксально, это может привести к некоторому сдвигу капитальных инвестиций из нефтепереработки в геологоразведку и добычу, так как налоговое бремя на экспорт сырой нефти снижается в зависимости от сбора налогов на производство, переработку и продажу продуктов переработки, сообщает The International Herald Tribune.

Однако этот процесс является случайным побочным эффектом мирового кризиса, и аналитики уверены, что правительство хотело бы увеличить производство.

Эндрю Э. Крамер