Какие перспективы у безлимитного мобильного интернета в России?
На модерации
Отложенный
Выход iPhone поставил перед операторами сотовой связи вопрос о безлимитном мобильном интернете ребром. Практически во всех западных странах этот аппарат продается вместе с тарифом, включающим в себя неограниченный трафик. Однако в России этот подход имеет ограничения.
Наибольшую привлекательность мобильный интернет имеет в 3G-сетях. Кроме того, достаточно логично было бы запускать эту услугу в Москве, где спрос на нее может быть максимальным. Проблема связана с тем, что в столице нет таких сетей — сказывается дефицит частот, многие из которых заняты Министерством обороны. Ситуация, правда, может кардинально измениться уже к концу этого года: «большая тройка» имеет шансы получить частоты для 3G. Сейчас уже проводится экспериментальное тестирование совместимости работы 3G с функционированием оборудования военных. По крайней мере, через год пообещали запустить 3G-сети Билайн и МТС.
Так или иначе, безлимитный мобильный Интернет нужен уже сейчас, хоть и медленный. Поэтому с небольшим интервалом все мобильные операторы столицы объявили о появлении у абонентов возможности за фиксированную плату иметь неограниченный мобильный доступ в Cеть. Иногда, правда, такие предложения носят достаточно комичный характер — например, у Скайлинка можно получить не безлимитный Интернет «всего» за семь тысяч двести рублей.
По словам генерального директора компании «АЛА Телеком» Наталии Григорьевой, на снижение цен лучше не надеяться: в настоящий момент московский мобильный рынок — монополия четырех операторов. «Если сравнивать шансы с ситуацией снижения цен на топливо, то шансов никаких», — полагает госпожа Григорьева.
Двадцать миллионов мобильников в сети Несмотря на то, что ждать надо еще год, можно предсказать, что это подстегнет рост мобильного Интернета в столице — по крайней мере, питерский пример «Мегафона» позволяет на это надеяться. Уровень проникновения сотовой связи в регионах растет: по итогам сентября он составил 1,14. Любое современное мобильное устройство уже имеет программное обеспечение для выхода в Интернет, поэтому буквально всякий является потенциальным мобильным серфером.
Наталия Григорьева утверждает, что безлимитный Интернет востребован с того момента, как появились сетевые атаки на абонентов и такое явление как спам. Фактически, речь идет о том, что переплаты за «паразитный» трафик слишком велики. В настоящий момент стоимость мобильного трафика превышает стоимость трафика широкополосного доступа из офиса и дома практически в шесть раз даже у компаний одной группы: у Стрима 0,8 рублей, у МТС — 4,75 рубля за один мегабайт. По прогнозам МТС, к 2012 году рынок мобильного интернет-доступа в России достигнет $3,4 миллиарда, напоминает Наталия Григорьева. При средних затратах абонента, составляющих $170 в год, можно оценить количество пользователей мобильного Интернета в 20 миллионов. Если же разделить сто семьдесят долларов на двенадцать, получается четырнадцать долларов в месяц. Если операторы настроены оптимистично — а другого выхода у них нет — у телекоммуникационных компаний есть некоторая доля скепсиса.
Рабочий, домашний, мобильный?
Как замечает заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван» Андрей Касьяненко, пока оценить количество потенциальных пользователей безлимитного мобильного интернета сложно, так как в основном это обладатели новых мобильных устройств, обладающих расширенной функциональностью по работе с данными. Значит, достоверных данных пока нет и быть не может. Сомнение вызывает простой факт: непонятно, зачем нужен безлимитный мобильный Интернет, если дома и на работе и так у всех есть возможность пользоваться сетью вволю, а в пробках едва ли кому-то потребуется больше, чем просто прочитать почту. Если вести речь о любителях посидеть в Интернете в выходные на даче — то едва ли их наберется двадцать миллионов.
Безлимитные тарифные планы и 3G сети — это то, что есть в любой стране, даже куда менее развитой, чем Россия, и уж точно во многих городах мира с уровнем жизни ниже московского. Поэтому все происходящее абсолютно логично и, как минимум, своевременно (на самом деле — происходит даже с опозданием). Но энтузиазм операторов, возможно, несколько чрезмерен.
Николай Двас
Комментарии