Датские энтузиасты работают над одноместной космической ракетой

На модерации Отложенный

"Наша миссия очень проста, — сообщает датская группа энтузиастов. – Мы работаем, чтобы запустить человека в космос". Скромничают. Полагаем, не столь уж это легко — построить самый маленький и самый простой в мире аппарат, способный доставить человека за официальную границу атмосферы. Ведь чтобы отсечь всё лишнее – нужна смелость, а чтобы оседлать такой аппарат – тем более.

Что там намечается у конкурентов? Просторные салоны от именитых дизайнеров? Возможность взять с собой в полёт кота или заказать незабываемый космический рейс на двоих? Бросьте! Главное ведь что? Звёзды днём, закругляющийся край родной планеты, несколько минут невесомости и высота полёта выше 100 км.

Если согласны – добро пожаловать на борт. Да-да, в этот тесный пенальчик. Тесно? Зато недорого.

Про "недорого", впрочем, мы лишь предполагаем. Новоиспечённый игрок на рынке космического туризма – группа Copenhagen Suborbitals — никаких коммерческих планов не разглашает. Предпочитает, видимо, сначала технику проверить. Так что за билетами спешить не нужно, но познакомиться с авторами затеи уже стоит.

\"

Лидеры этой команды — Питер Мэдсен (Peter Madsen) и Кристиан фон Бенгтсон (Kristian von Bengtson).

Питер — заправский моряк, капитан и автор самой крупной в мире подлодки, построенной частником — UC3 Nautilus водоизмещением 32,5 тонны и длиной 17,8 метра (этот аппарат был спущен на воду весной 2008 года). Но Мэдсен также энтузиаст частного ракетостроения, специалист по ракетным движкам.

Кристиан тем более для космической отрасли не чужой. Он является председателем подкомитета "Американского института аэронавтики и астронавтики" (AIAA) по космическому туризму.

\"

Часть производственных мощностей Copenhagen Suborbitals расположилась на борту небольшого судна M/S Halfmachine, принадлежащего группе художников Halfmachine, занимающихся разнообразными инсталляциями, перформансами и театрализованными постановками.

Вероятно, дружбу с "ракетчиками" они рассматривают в том же ключе – как ещё один увлекательный арт-проект.

Интересно, что сейчас UC3 Nautilus Мэдсена стоит рядом с M/S Halfmachine в южной гавани Копенгагена. На борту подлодки команда Питера и Кристиана устроила "центр стратегического планирования".

Такое вот смешение жанров: от субмарин к космическим кораблям под сенью искусства. Но у команды Copenhagen Suborbitals тем не менее всё серьёзно. И аппараты, которые они создают, – не из папье-маше.

\"

Сейчас датчане разрабатывает две ракеты – маленькую беспилотную Hybrid Atmospheric Test Vehicle (HATV), как ясно из названия, для проверки своих идей, и более крупную Hybrid Exo Atmospheric Transporter (HEAT).

HATV должны питать твёрдое топливо (на основе эпоксидной смолы) плюс закись азота в качестве окислителя. Диаметр этой ракеты составляет 20 сантиметров, и по размеру она задумана в одну треть от финальной модели.

Тестовый полёт HATV должен состояться из Норвегии, о дате говорить рано.

А вот аппарат HEAT с диаметром корпуса 63 сантиметра уже должен превратиться (после серии тестов и модификаций) в пилотируемую (а лучше сказать — обитаемую) машину.

Его гибридный ракетный двигатель (твёрдое топливо – та же эпоксидка плюс жидкий кислород) должен работать 60 секунд, создавая тягу в 40 килоньютонов.

\"

Этого должно хватить для стартового ускорения около 3 g, достаточного для набора должной скорости и суборбитального прыжка, вполне переносимого для обычного человека.

Точнее сказать, HEAT – это одноступенчатая ракета-носитель для обитаемой капсулы, названной MSC (micro spacecraft).

И правда, этот космический корабль — самый что ни на есть "микро". По размеру и форме он схож с боеголовкой торпеды. Человек в нём располагается почти стоя (или полусидя). Перед его лицом оказывается прозрачный колпак-обтекатель, выполненный из плексигласа.

Внутри герметичной капсулы авторы проекта задумали смонтировать несложную систему жизнеобеспечения, поставляющую человеку кислород и удаляющую углекислый газ.

Космотурист будет прочно привязан к креслу, только руки его окажутся свободны. Ими он сможет достать запасную кислородную маску или пакетик на случай тошноты. Также тут предусмотрена радиостанция.

Примечательно, что в такой крошечной "летающей кабинке" авторы MSC предусмотрели небольшие отсеки для научной аппаратуры, которую могли бы предоставить институты.

И тут же при необходимости можно будет разместить небольшие сувениры, для последующей продажи этих безделушек под лейблом "вещь, побывавшая в космосе".

\"

Старты HEAT планируется выполнять из Исландии (группа уже ведёт переговоры с её правительством), точное место запуска – пока не выбрано.

Почему HEAT не очень корректно называть пилотируемым аппаратом? Дело в том, что единственный пилот, он же – космический турист, не будет оказывать никакого влияния на полёт машины. А что тогда – умные компьютеры? Как бы не так. Здесь всё устроено на редкость просто.

Длинные стартовые рельсы позволят ракете набрать высокую скорость, прежде чем она отправится в свободный полёт, в котором за её стабилизацию будет отвечать простое статичное оперение.

Правда, во время движения по параболе за пределами атмосферы (после разгона MSC отделится от HEAT) пассажир микрокорабля сможет при помощи крошечных движков ориентации (на сжатом газе) погасить неприятное вращение или рыскание своей кабины. На этом его активное участие практически и заканчивается.

При возвращении капсулы из космоса в дело вступит простая система посадки: сначала MSC выпустит небольшие тормозные парашюты, а потом – основные, на которых и опустится на землю.

\"

Вот такой план. А мы-то считали двухместный мини-челнок и пилотируемую ракету, создаваемую по образу V-2 времён Второй мировой, образцами минимализма в данной сфере.

Новаторы же из Копенгагена попросту поместят желающего получить порцию космоса в миниатюрный снаряд, фигурально говоря, поднесут спичку к фитилю, а дальше: "И да помогут ему святой Ньютон и святой Бернулли!"