Дефолт: кто следующий?
На модерации
Отложенный
Финансовый кризис тяжелым катком начинает свой путь по земному шару, уничтожая на своем пути предприятия, банки и корпорации. Однако вряд ли кто из экономических аналитиков предполагал, что нынешний экономический коллапс способен в считанные дни сделать банкротами целые государства.
Между тем, ведущие финансисты мира говорят о том, что серьезная опасность дефолта угрожает, как минимум, 20-ти странам. Среди них называются государства со слабой экономикой, низким уровнем производства и высоким внешним долгом. Среди таких стран называют: Исландию, Болгарию, Румынию, Эстонию, Латвия, Грецию, Пакистан, Мексику, Индонезию, Южную Корею, Испанию, ЮАР, Вьетнам, Коста-Рику, Венгрию, Аргентину, Украину, Казахстан и ряд других стран. Долгое время эти государства развивались за счет внешних инвестиций и продажи сырья на экспорт. Сейчас, когда цены на многие виды продукции падают, а испуганные инвесторы бросились забирать свои средства, эти государства ожидают тяжелые времена - им необходимо выплатить огромные внешние долги. Мировая экономика, основанная на займах, стала давать трещины в самых непредсказуемых местах.
Исландия стала первой жертвой экономического кризиса. Известия о том, что ситуация в маленькой, но благополучной стране находится на грани катастрофы, всполошило все мировое сообщество. До этого ни одна страна так откровенно не признавала свою финансовую беспомощность. К тому же Исландия долго время считалась одним из самых благополучных государств мира - она ежегодно занимала ведущие места в рейтингах, измеряющих качество жизни.
В самый разгар мирового кризиса выяснилось, что благополучие маленькой Исландии строилось на заемные деньги инвесторов, а внешний долг превышает ВВП в 10 раз! В критической ситуации банки заморозили кредитные линии, крупнейшие финансовые институты были национализированы. Власти Исландии попробовали обратиться за помощью к своим европейским соседям, но те посчитали, что инвестировать средства в экономику разваливающейся страны сейчас не самое разумное решение и отказали в ссудах. Исландия попросила помощи у России, а затем по традиции обратилась в Международный Валютный фонд, который пока не спешит с ответом. Известно, что в очередь МВФ уже выстроился целый ряд государств.
И без того шаткую экономику Пакистана экономический коллапс буквально размазал по стенам. Золотовалютные резервы страны за год снизились в четыре раза, перспектив его пополнения нет. Между тем внешний долг государства исчисляется несколькими десятками миллиардов долларов. Только в 2009 году Пакистану требуется вернуть кредиторам около 3 млрд. долларов. Относительно небольшая для развитых стран сумма, может стать для Пакистана критичной, если ему не поможет кто-нибудь со стороны.
США и Китай, который уже не раз спасали от банкротства, сейчас слишком заняты своими проблемами. Пакистанские власти надеются получить ссуды в МВФ. Однако в свете того, что этот фонд остается последней надеждой целого ряда близких к банкротству европейских стран, шансы получить большой кредит у бедного Пакистана ничтожно малы.
На южноамериканском континенте терпит бедствие другая развивающаяся страна - Аргентина.
Стоит отметить, что экономическая ситуация в стране намного хуже, чем в том же Пакистане. К нынешнему экономическому кризису аргентинские власти пришли с огромным долгом, оставшимся со времен дефолта в 2001 году. Сейчас к этому добавились новые долговые обязательства. В 2009 году выплаты по внешним кредитам должны составить более 22 млрд. долларов.
После обвала аргентинской экономики в 2001 году, страна лишилась доступа к международным фондам, поэтому ждать помощи им неоткуда. Свои средства у южноамериканского государство на исходе - страна живет за счет экспорта сельскохозяйственной продукции, а цены в этом сегменте рынка катастрофически падают.
Чтобы обезопасить экономику от затяжного падения правительство Аргентины национализировало частные пенсионные фонды (общая сумма сбережений - более 30 млрд. долларов). То есть, по сути, заморозило пенсии своих граждан на неопределенный срок. Эта экстренная мера едва ли добавила радости аргентинцам.
На днях международное рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг Венгрии до «негативного». Европейское государство - абсолютный рекордсмен по внешнему долгу среди стран Центральной и Восточной Европы.
Венгерский форинт упал более чем на 30%, достигнув 300 форинтов за евро против 230 в июле. Кризис как лакмусовая бумажка обнажил проблемы страны. В Венгрии почти все банки управлялись за счет внешних инвестиций, более 85% банковской системы принадлежало иностранным компаниям, которые до поры до времени, «проглатывали» и низкий рост ВВП (около 2,5-3,5%), и дефицит бюджета. Теперь, когда кризис прижал иностранных инвесторов, экономика Венгрии осталась беззащитна. Надежда у венгров одна - помощь МВФ и Евросоюза.
В финансовую дыру, в которую падает мировая экономика, вот-вот затянет и страны Латинской Америки. Это неудивительно - местные государства имеют сильную финансовую зависимость от экономики США. Американские инвесторы, напуганные нынешней ситуацией, в рекордные сроки вывели финансовые активы из страны. Мексиканская экономика отреагировала судорожными колебаниями, похожими скорее на агонию.
Власти Мексики уже несколько дней пытаются стабилизировать курс песо за счет миллиардных долларовых вливаний. Однако, все попытки государства оказываются тщетными. Мексиканские деньги уже похудели на 30% и продолжают стремительно обесцениваться.
Украине агентство Fitch неделю назад снизило кредитный рейтинг с "BB-" до "B+". Власти соседнего государства уже обратились к руководству МВФ с просьбой о помощи. Спасти Украину может кредит в 15 млрд. долларов. С начала года инфляция на Украине достигла 16,1%.
А что же Россия? Несмотря на то, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило прогноз по рейтингам России со «стабильного» на «негативный», российская экономика демонстрирует относительную стабильность. Нефтедоллары помогли властям запастись существенной финансовой подушкой, кроме того у страны есть еще Резервный фонд. Но остается актуальным вопрос: какой именно ценой мы сможем заплатить за выход из кризиса?
Комментарии