Что осталось от РАО ЕЭС?
На модерации
Отложенный
Напомним, что в этом году завершила свою деятельность одна из крупнейших энергетических монополий в России и в мире – РАО "ЕЭС России". Причиной завершения деятельности стало добровольное разделение и распродажа отдельных частей компании. И это пока единственный результат деятельности на посту председателя совета директоров энергохолдинга известного реформатора и топ-менеджера Анатолия Чубайса. Он автор и исполнитель реформы РАО ЕЭС, основная цель которой – ликвидация монополии и насаждение рыночных отношений в отрасли. До этого похожими методами он насаждал рынок в экономике России в целом.
Энергохолдинг объединял практически всю российскую энергетику. Компании РАО ЕЭС владели 72,1 % установленной мощности или 69,8 % электроэнергии и 32,7 % теплоэнергии и транспортировали практически всю (96 %) электроэнергию. При этом РАО ЕЭС совмещало генерацию электроэнергии с деятельностью по передаче электрической и тепловой энергии, а деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению со сбытом ее конечным потребителям. Цены на услуги компании устанавливались Федеральной службой по тарифам.
Официально целью реформы отрасли было провозглашено повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций. Только вот частный инвестор обычно приходит за прибылью, которую в данном случае можно получить только за счет конечных потребителей, то есть за наш с вами счет.
В процессе реформы РАО ЕЭС ликвидирована вертикальная интеграция генерирующей и сетевой деятельности. Правда, сетевая, распределительная, а также диспетчерская деятельность остается в руках государства. Тарифы на неё пока также устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Генерирующие компании, за исключением ОАО "Гидрогенерация" и ФГУП "Росэнергоатом", были приватизированы в течение 2006-2008 годов. Почти половина электростанций и 22 сбытовые компании страны перешли в частные руки. С 1 июля 2008 года РАО ЕЭС распалось на 23 независимые компании, лишь две из них – государственные.
По итогам развала РАО ЕЭС ее бывший глава Чубайс победно доложил, что ему удалось привлечь в энергетическую отрасль 25 млрд. долларов. На самом деле данные средства никакого отношения к инвестициям не имеют, так как они вложены не в развитие отрасли, ни в создание новых генерирующих мощностей, а в приобретение иностранцами и рядом отечественных крупных корпораций ведущих генерирующих компаний. Государство все годы реформы продолжало вкладывать в отрасль гораздо большие деньги, чем были получены от так называемых инвесторов. При этом, где все эти средства, не понятно. Не удивительно, что бывший заместитель министра энергетики России Виктор Кудрявый обвинял менеджмент компании в неэффективной работе. Кроме того, по его словам, непроизводственные затраты РАО ЕЭС за последние годы только росли.
Так, некоторые журналисты, писавшие о реформе РАО ЕЭС, задавали вопросы о том, почему в 2004 г. девяти членам совета директоров энергохолдинга выплатили премиальных почти по 29 млн. рублей, а доход 25 членов правления и совета директоров составил 680 млн. рублей. Кроме того, ежегодно сотни миллионов долларов тратились до недавнего времени на содержание телекомпании РЕН ТВ. В копеечку обходилась собственная эскадрилья пассажирских авиалайнеров АО "Авиаэнерго", используемых для полетов начальства РАО ЕЭС по стране и за рубеж. Недешево обошлась нам и ликвидация РАО. Увольняемым сотрудникам исполнительного аппарата, чтобы не разбежались раньше времени, в 2007-м и 2008 годах выплачивались серьезные прибавки. Всего в аппарате в прошлом году работало около 800 "менеджеров" при средней зарплате в 5 тыс. долларов. Мы даже не беремся оценивать суммы, которые были выплачены им в качестве вознаграждения при увольнении. И это без учета компенсации "ущерба" членам правления.
При этом в отличие от непроизводственных расходов производство электроэнергии падало. И вот на фоне этого падения, да еще и экономического кризиса РАО перестало существовать, а десятки новых более мелких компаний вышли на падающий рынок. Но, если даже не принимать во внимание сегодняшний кризис, разрушение вертикально-интегрированной компании в электроэнергетике нашей страны, по мнению экономистов, было ошибкой, потому что производство, распределение и потребление электроэнергии – процесс физически единый и неделимый.
Именно об этом заявлял еще в начале реформы российский экономист Андрей Илларионов, выступая на организованных Советом Федерации парламентских слушаниях. Кроме того, по его словам, цена электроэнергии в России "завышена относительно уровня жизни в стране, состояния самой электроэнергетики и даже относительно доли, которую занимает электроэнергетика в ВВП". А впереди нас ждет очередной ускоренный виток роста тарифов.
Сейчас мы фактически живем в переходный период, когда свободное ценообразование на электроэнергию сочетается с тарифным регулированием. Правительство в лице ФСТ как и раньше ежегодно устанавливает предельные уровни тарифов на электроэнергию. В столице плата за электроэнергию для всех категорий потребителей вырастет в 2009 году сразу на 26 %. Наибольший удар от повышения энерготарифов придется на население. Ранее ежегодный рост тарифов обходился потребителям дешевле: в 2007 году энерготарифы для населения выросли на 13 %, в 2008-м – на 14 %. Теперь понятно, кто оплатит эту реформу. Тарифы будут расти под чутким руководством государства до 2011 года. В 2011 году нам обещают полностью свободный рынок электроэнергии, хотя до этого времени тариф еще неоднократно вырастет и каждый следующий год рост будет еще выше.
"Ускоренный рост тарифов напрямую связан с финалом реформы РАО ЕЭС, которая завершилась распродажей энергоактивов с условиями будущих инвестиций", – уверен глава департамента стратегического анализа аудиторской компании ФБК Игорь Николаев. Государство фактически заключило сделку с покупателями, обещая им шкуру неубитого медведя, то есть прибыль, для чего и требуется повышение тарифов. По оценкам экспертов, электроэнергия в сравнении с нынешними тарифами подорожает в 3-5 раз.
По окончании переходного периода продажа электроэнергии будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Но не думайте, что это приведет к снижению тарифов. Собственник готов отказаться от качества предоставленных услуг, от количества произведенного товара, но только не от суммы своей прибыли. Тем более, что генерирующие и сетевые компании на свободном рынке будут всячески добиваться получения сверхприбыли. А их затраты без реальных инвестиций будут расти. Уже перед ликвидацией затраты РАО ЕЭС на создание одного киловатта энергии переходили все разумные границы, достигая 1200–1700 долларов против 500–600 долларов в том же Китае.
И это является следствием того, что менеджмент РАО все эти годы занимался не развитием РАО, строительством новых сетей и станций, ремонтом и совершенствованием структуры управления, а переделом государственной собственности. Создавались ОАО "ФСК ЕЭС", Магистральные сети, Системный оператор ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), Оптовые генерирующие компании (ОГК), Территориальные генерирующие компании (ТГК) и так далее. Они создавались, как стопроцентные дочерние структуры РАО ЕЭС. Затем активы и мощности продавались частным собственникам, в том числе, иностранным. Самостоятельными стали и научные институты, а их здания, расположенные в престижных местах, пошли на распродажу.
При этом руководство РАО ЕЭС не выделяло средства на замену изношенного оборудования, что приводило к серьезным авариям. В Москве многие помнят аварию 25 мая 2005 года, которая, по сообщениям СМИ, была вызвана износом коммутатора, который давно нуждался в капитальном ремонте. А, между тем, средств на это в тарифах предусмотрено достаточно. Но использовались они совсем в других целях.
Реформа завершилась, но при этом умалчивается, что ожидает обветшавшее электросетевое хозяйство страны, которое окажется на иждивении государства. Сегодня Единой энергосистемы России, вследствие раздела РАО ЕЭС на самостоятельные хозяйствующие субъекты, больше нет. Поэтому нет и комплексного подхода к оптимизации энергоснабжения. Не приходится при этом говорить и о рациональности намеченного размещения новых энергообъектов и обновления старых. Например, по данным председателя совета директоров ОГК-3 Андрея Бугрова, в этой оптовой генерирующей компании имеется избыток 2000 МВт мощностей, но инвестпрограммой их вынуждают строить новые энергоблоки.
Кроме роста тарифов, благодаря которым за счет населения будут обеспечиваться растущие прибыли электроэнергетики, также требуется и от правительства России вложить в электроэнергетику до 2010 года 72 млрд. долларов. А, между тем, отрасль стала частной.
Но это не все расходы государства. В результате реформы, государство, владевшее до ее начала более 52 % всего холдинга, в результате дополнительной эмиссии акций вновь созданных компаний вынуждено будет покупать эти акции, если захочет контролировать их деятельность, так как сегодня оно оказалось фактически бесправным миноритарием. Как полагают экономисты, генерирующие компании окажутся полностью в частной собственности, причем, в значительной мере – у иностранных компаний. В результате государство потеряет контроль над стратегически значимой отраслью.
В свое время в США тоже была проведена реформа, которая напоминает российскую. Корпорация "Энрон", проводившая ее, обанкротилась. После этого в Америке поменяли концепцию и решили свои разрозненные энергосистемы объединить в единую энергосистему, подобную РАО ЕЭС. Бывшее руководство РАО ЕЭС в данном случае проигнорировало не только собственные достижения в электроснабжении страны и мнение ведущих отечественных специалистов, но даже американский опыт.
Эксперты полагают, что через несколько лет осуществленная реформа электроэнергетики приведёт к масштабному кризису электроснабжения, признаки которого уже наблюдается.
Сегодня на ситуацию в секторе электроэнергетики накладывает негативный отпечаток общая конъюнктура рынка, которая выражается в высокой волатильности на фоне отрицательных последствий мирового финансового кризиса. Кроме того, разделение РАО привело к резкому увеличению числа акций, находящихся в свободном обращении, что обычно и без кризиса ведет к падению их цены.
Учитывая, что реформа РАО ЕЭС велась на государственном уровне и для этого была принята вся необходимая законодательная база, интересен тот факт, что в сентябре Минэнерго обнаружило в ней серьезные просчеты. По оценкам министерства, выделенные из бывшей естественной монополии региональные энергокомпании могут совершенно безнаказанно срывать поставки электроэнергии потребителям. Кроме того, министр Сергей Шматко заметил, что энергокомпании, преобразованные в процессе реформы в акционерные общества, в своих уставных документах сконцентрировали внимание исключительно на получении прибыли.
С учетом этого Минэнерго инициировало внесение изменений в соответствующие статьи КоАП. Проект поправок подготовлен и направлен в правительство. Нарушителей собираются бить рублем – штрафные санкции за срыв подготовки к зиме могут составить до 10 % от годовой выручки предприятия. Только оплачивать эти штрафы будет все то же население.
Учитывая состав правительства Российской Федерации можно ожидать дальнейшего усиления государственного контроля в электроэнергетическом секторе, хотя и запоздалого. Кроме этого, и сами представители энергетического бизнеса заговорили о необходимости создания дополнительной единой структуры для проведения непрерывного мониторинга ситуации и запросов компаний, выработки стратегии работы в рыночных условиях, а также поиска новых направлений, технологий и продуктов. Эксперты полагают, что в такой роли в конечном счете выступит государственная компания ФСК ЕЭС. Основные ее активы – практически все магистральные сети РФ. Созданная в 2002 году как дочерняя структура РАО ЕЭС, она сейчас является самостоятельной компанией. Другой вариант – руководители ОГК, ТГК создадут какой-то единый центр и поручат ему заниматься данным вопросом. Но на быстрое создание такого центра рассчитывать трудно.
Так стоило ли разрушать работающую структуру, чтобы создавать новую?
Людмила Шаховская
Комментарии