Денег ВЭБ на всех не хватит
На модерации
Отложенный
У российских компаний разыгралась острая финансовая жажда государственной помощи, выделяемой с целью минимизации последствий кризиса. Как сообщил председатель Банка развития (ВЭБ) Владимир Дмитриев, его учреждением получено заявок на рефинансирование внешнего долга банков и компаний России почти на 100 млрд долларов, в то время как вся соответствующая госпрограмма предусматривает выделение вполовину меньшей суммы (50 млрд долларов). По мнению экспертов, многие подали заявки на помощь «на всякий случай», в то время как для большинства крупных госкомпаний острой необходимости в рефинансировании нет. Между тем до тех, кто реально пострадал от кризиса, помощь может и не дойти.
«Заявок от банков поступило в два раза больше, чем от компаний – на 64 млрд долларов, от компаний – порядка 33 млрд долларов», – сказал г-н Дмитриев. Глава ВЭБ сообщил, что в самое ближайшее время наблюдательный совет рассмотрит и утвердит первые сделки по рефинансированию внешнего долга. «Это порядка десяти проектов – только от компаний», – прокомментировал ситуацию г-н Дмитриев. При этом он не уточнил, о каких компаниях идет речь, заметив, что они относятся как к перерабатывающему, так и сырьевому секторам.
Напомним, государство выделило Внешэкономбанку 50 млрд долларов из резервов Центробанка для рефинансирования внешней задолженности российских компаний и банков – по займам, привлеченным до 25 сентября. В настоящее время из желающих получить эти средства уже выстроилась очередь. Большая часть очередников – российские банки, которые уже пострадали в результате кризиса. Однако, по мнению экспертов, больше нуждаются в подобной помощи все-таки компании реального сектора.
«Ажиотаж понятен – сейчас выгодно перекредитоваться в ВЭБ. Здесь действуют по принципу «дают – бери...», хотя вторая часть поговорки («бьют – беги») пока еще не актуальна», – заявил РБК daily руководитель департамента стратегического развития компании ФБК Игорь Николаев. По его мнению, перед нами «нормальное прагматичное поведение бизнеса». А вот продуманность этих мер со стороны правительства немного хромает, считает эксперт. Многие брали зарубежные кредиты, на самом деле не думая их отдавать – рассчитывали, что перекредитуются, и «все будет нормально». Но настала трудная пора, и оказалось, что перекредитоваться негде. «Здесь вопрос в том, всегда ли это благо, когда должная ответственность не наступает», – рассуждает Игорь Николаев.
По мнению эксперта из ФБК, сейчас заявок на кредиты гораздо больше, чем реально нуждающихся, но нет уверенности в том, что деньги получат именно те, кому они необходимы. «Решения будут происходить в цейтноте, и не знаю, хватит ли у ВЭБ сил должным образом рассмотреть все заявки», – полагает г-н Николаев.
По его мнению, какие-то катастрофические сложности мало у кого есть. Наличности в экономике хватает, просто многие банки обналичили средства и положили на депозиты, чтобы переждать тяжелые времена, а тем временем сами перекредитуются у государства. «Думаю, что в первую очередь проблемы есть у отдельных компаний, а не у банков. Понятно почему – акции подешевели, а они были отданы под залог кредитов. В целом проблема преувеличена, и особенно она преувеличена в отношении банков», – резюмирует эксперт.
«На самом деле многие компании подали заявку на всякий случай – мало ли что», – согласился в беседе РБК daily начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. Большое количество заявок от банков он объясняет тем, что банки по определению менее устойчивы, чем компании – они используют финансовый рычаг в намного более серьезных объемах. Плюс к этому банковский сектор уже достаточно серьезно затронут кризисом. Однако до проблемных банков эти деньги все равно вряд дойдут – по мнению эксперта, ЦБ решил их перекупать – прибегая к национализации, а не банкротству.
«Если смотреть наши основные компании вроде «Газпрома» – то у них, конечно, очень стабильное финансовое положение и думаю, что они решили подстраховаться», – продолжает Александр Разуваев. По его мнению, единственная компания, которая действительно должна гасить серьезные короткие долги – это «Роснефть», однако поправить ее финансовое положение поможет готовящееся слияние с «Сургутом».
Эксперт не ожидает, что в ближайшее время у нас будут какие-то корпоративные дефолты – собственники, менеджмент компаний и ВЭБ эти проблемы решат. В принципе российские активы очень хорошие – они работают и проносят прибыль. А ситуация с внешними долгами может оказаться временной, убежден г-н Разуваев, поскольку мировые Центробанки закачивают серьезные деньги в свои банковские системы, и ситуация с ликвидностью постепенно улучшается. Поэтому уже в следующем году кредитное окно, по крайне мере для наших первоклассных компаний, может быть снова открыто.
«Считаю, что действия властей адекватны ситуации. И по крайне мере пока у нас не было ни одного крупного банкротства, в отличие от той же Америки. Много раз говорилось о том, что компании, которые имеют первостепенное значение для российской экономики, получат деньги ВЭБ. Правда, ЛИБОР + 500 базисных пунктов – ставка достаточно дорогая, но что делать – кризис», – резюмирует г-н Разуваев.
Павел Захаров
Комментарии