\"Интеррос\" и Владимир Потанин – банкроты?
На модерации
Отложенный
Еще вчера имя Владимира Потанина называлось рядом с именем президента России (теперь премьера) Владимира Путина, а нынче Потанина в прессе упоминают в связи с провалами в управлении большой империей потанинского «Интерроса».
На фоне взлета цен, который теперь уже в прошлом, Потанин, уже без участия вышедшего из этого проекта Прохорова, строил свою промышленную пирамиду: он покупал и закладывал, получая ликвидность. Как только рост цен на никель на международных рынках прекратился, над заложенными активами повисли маржин-колы, и оба владельца НН (у каждого по 25,5%) оказались в неприятном положении. У обоих все заложено-перезаложено.
«Интеррос» и Владимир Потанин – банкроты? Эта весть пока еще не укладывается в умах граждан. Но у Владимира Потанина срабатывают margin calls по акциям «Норильского никеля» должен около 3,5 млрд ВТБ, сумма долга растет, поскольку падает стоимость акций. Банк требует подкачки по кредиту. Потанин вынужден вытаскивать все имеющиеся денежные средства из «Норильского никеля» и его дочерних структур, чтобы расплатиться по своим долгам.
А НН все худеет и худеет. В прошлом году производство никеля упало на 9 процентов, меди – на 5. Зато себестоимость продукции выросла на 66 процентов, за счет увеличения, в первую очередь, административных и других непрофильных расходов. В результате, чистая прибыль снизилась на 12 процентов. Обнищал и обветшал город Норильск. Многие дома когда-то были раскрашены в яркие цвета, как будто по случаю веселого карнавала. Но праздник, если он и был, похоже, давно кончился: краска выцвела, штукатурка повсеместно отваливается огромными кусками, обнажая огромные проплешины. Взгляд то и дело натыкается на предостерегающие таблички: «Осторожно! Идет обрушение фасада» и пустые глазницы давно заброшенных новостроек.
Единственными яркими пятнами, режущими на этом пастельном фоне глаза, маячат свежеокрашенные латинские буквы NN. Это логотип компании «Норильский никель».
Полинял не только логотип, но и весь бизнес находится в состоянии, далеком от процветания, весь комбинат буквально разваливается на глазах у изумленной публики.
То ли менеджмент комбината никуда не годится, то ли владельцы выводили средства в угоду своим прихотям куда-то на горнолыжные трассы, а средства могли бы пойти на модернизацию производства. Чтобы понравиться Кремлю, Потанин с Прохоровым - тогдашний совет директоров «Норильского никеля»- согласовал выдачу двух кредитов, по 70 млн долларов каждый, на финансирование горнолыжного проекта Потанина «Роза Хутор».
За последние месяцы г-н Потанин вывел из «Норильского никеля» более $2,7 млрд, а также имеет доступ к $4 млрд через кредитно-депозитные схемы. Через механизм выкупа 4% собственных акций, запущенный также по инициативе «Интерроса» по цене в 4 раза, превышающей рыночные котировки на сегодняшний день, в ноябре Потанин выведет дополнительно от $1 млрд до $1,3 млрд.
Долой энергоресурсы!
При этом Потанин опорожняет счета подконтрольной ему генерирующей компании ОГК-3, объединяющей стратегически важные энергетические активы в Центральной России. Так 14 октября на официальном сайте ОГК-3 появилась информация, что руководство ОГК-3 (а Потанин является председателем совета директоров ОГК-3), находясь в здравом уме и твердой памяти, принимает решение о приобретении у Интерроса маленькой нефтяной компании «Русиа петролеум» 25% акций (минус одна) за почти 600 млн долларов! Реакция аналитиков была однозначной: странно это как-тою В хорошие времена красная цена «Руссиа петролеум» была не больше 300-400 млн долларов, причем основной составляющей этой цены была лицензия на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Но тут начался финансовый кризис, да к тому же, появилась информация, что Ковыкту начнут разрабатывать не ранее, чем через 10 лет. А Министерство природных ресурсов начало проверку деятельности «Русиа петролеум», по результатам которой, по словам министра Трутнева, ничего хорошего компанию не ждет – лицензия, скорее всего, не будет продлена.
И тут крупный предприниматель Потанин делает такой истерический жест! Что это? А ничего: это разорение энергетической компании, имеющей, кстати, и других акционеров, кроме Потанина, чтобы заткнуть финансовые дыры в делах самого Владимира Олеговича Потанина. Подошли крайние сроки расплаты по разделу нажитого им совместно с Михаилом Прохоровым имущества. А тут проблемы с ликвидностью, банковский кризис и фондовый коллапс. Где денег-то взять? А возьму у своей же подконтрольной компании, у ОГК-3, перекину в другую свою же структуру и проблема решена. Вся эта сделка уж слишком смахивает на банальную мошенническую операцию по выводу активов в обмен на фирму-пустышку.
У кого же ОГК-3 по воле председателя совета директоров Потанина приобретает блокпакет малонужной нефтяной компании? Продавцом выступает Jarford Enterprises Inc. Неважно, что раньше вы о ней ничего не слышали. Как и о трастовом фонде Folletin, которому до недавнего времени принадлежал тот самый Jarford. Чтобы не углубляться в офшорные дебри, перейдем к главному: обе фирмы так или иначе принадлежали Владимиру Потанину, а ему очень нужны денежные средства. И вот, Потанин решился раздеть догола ОГК-3, При этом у ОГК-3 есть собственная инвестиционная программа, направленная на развитие собственно энергетической составляющей, оцениваемая в почти 3 млрд долларов. При этом всей суммы у ОГК-3 нет, а после закрытия сделки ей на осуществление собственных планов не будет хватать почти миллиарда долларов. Другие акционеры ОГК-3, например, компания «Русский алюминий» (Олег Дерипаска), владеющая крупным пакетом ОГК-3, считает эту сделку примером того, как Потанин использует компанию исключительно в своих интересах без учета ситуации на мировых рынках и важности сохранения ее ликвидности.
Был Потанин «форбсом», но себя оставил с носом Ну, как же! Ведь Потанин входит по версии журнала «Форбс», который так любит считать чужие деньги, в первую десятку мировых миллиардеров! Но между цифрами состояний, которые приписывает олигархам «Форбс», и количеством живых денег, находящихся у них на руках, существует немалая разница. Для того чтобы получить деньги, нужно продать активы. А для того, чтобы спасти собственный кошелек Интеррос, Потанину не жалко грохнуть «кооперативный» ресурс – «Норильский никель». В сентябре 2008 года Потанин перевесил часть своих акций «Норникеля» на баланс компании Интеррос, чтобы получить доступ к денежным средствам НН в условиях острой необходимости закрыть залоговые обязательства перед банками, финансирующими «Интеррос». После произведенного выкупа акции «Норильского никеля» упали в два раза. Таким образом, капитализация компании сократилась примерно на $1 млрд. Эти финансовые средства были изъяты из Норильского никеля, ослабив его и без того зыбкое финансовое состояние. Действия Владимира Потанина приводят к финансовому истощению «Норильского никеля», замораживанию всех экологических программ, сокращению социальных программ, уменьшению налогов. Для работников «Норильского никеля» это означает замораживание заработной платы на сегодняшнем уровне, несмотря на многократные обещания руководства. Для города Норильска – это фактически остановка его жизнедеятельности, поскольку все коммунально-бытовые услуги и городская инфраструктура города зависит от налогов Норникеля. Отсутствие транспортных инфраструктур, связывающих Норильск с материковой частью России делают норильчан заложниками этого города. Именно этим воспользовались Владимир Потанин, контролирующий ГМК. Вначале он разорил прибыльное государственное унитарное предприятие Норильское авиапредприятие, образовав несколько независимых авиакомпаний-ООО, типа аэропорт Алыкель, авиакомпания Таймыр и др. Сегодня у него нет денег, чтобы все это содержать, тем более финансировать доставку с большой земли фруктов и овощей. Норильский превращается в блокадный Ленинград…
Анатолий Очерняев
Комментарии