Отправляясь за границу, россияне рискуют остаться там навсегда
На модерации
Отложенный
Дождавшись долгожданного отпуска и отправляясь покорять новые неизведанные страны, мы надеемся приятно провести время и, как правило, не задумываемся о том, что, кроме солнца и веселья, нас могут ожидать весьма неприятные сюрпризы, противостоять которым окажется просто невозможно. «МП» стала известна шокирующая история, происшедшая с гражданином Российской Федерации в далекой Венесуэле.
«Помогите, мне больше не к кому обратиться!» - Анастасия сама позвонила в редакцию, потеряв всякую надежду на помощь официальных властей. Ее гражданский муж уже шесть месяцев находится в тюрьме Венесуэлы, причем никаких официальных обвинений ему до сих пор не предъявлено.
Дальше была история не просто о россиянине, попавшем в беду, а о человеке с нелегкой судьбой, который, несмотря на все ее тяготы, не сломился, а продолжал жить полноценной жизнью. Теперь на долю Владимира (главного героя нашего повествования) выпало новое испытание, преодоление которого не зависит ни от его силы воли, ни от характера.
Владимир Кудрявцев родился в Сочи и с детства очень увлекался спортом. Уже тогда сказался его могучий характер. Живя на берегу моря, среди гор, Владимир всегда мечтал укрощать стихию. Первым пало море. В 17 лет он стал профессиональным инструктором по виндсерфингу. Ученики к парню выстраивались в очередь, мечтая хотя бы немного походить на молодого «гуру», так владеющего искусством управления доской и парусом. Потом были лыжи (благо горы рядом), потом - горный велосипед, сноуборд. Как часто бывает с увлекающимися людьми, Владимир, достигая профессиональных высот в каком-то одном виде спорта, быстро к нему остывал и приступал к изучению нового.
Так, в поисках себя, Вова увлекся парапланеризмом. Он всегда говорил, что самое будоражащее чувство - это ощущение полета, когда видишь родной край с высоты облаков. Вскоре хобби переросло в работу. Владимир стал инструктором, учил новичков покорять воздушные просторы. «Ребята, там такая тишина!» - говорил он, глядя с прищуром в облака. Ему верили, за ним шли.
Но однажды все рухнуло. Это был обычный полет. Еще пара минут, и они с учеником окажутся на земле. «Поджимай ноги», - кричит новичку Владимир. Но тот словно не слышит. До земли считанные метры, а ученик словно забыл все меры безопасности при приземлении. В результате Владимир принял всю силу удара на себя.
Итог рокового прыжка: полностью раздроблена часть позвоночника, защемлен нерв, вылетели суставы, не слушается нога. Теперь вместо голубых просторов неба и моря - белые стены бесконечных больничных покоев и новый статус: «инвалид 1-й группы». Врачи дают неутешительные прогнозы: «С такими травмами, батенька, вы не то что летать, ходить вряд ли сможете».
Потом - годы сложных операций, удачных и не очень - Владимир об этом периоде своей жизни вспоминать не любит. Но, несмотря ни на что, он встал! Сначала - нелегкий путь от кровати до окна, потом - до двери. Плюс ко всему - несмотря на все запреты медицины - занятия спортом. И уже через пару лет, на удивление всем скептикам-врачам, он снова летал на параплане - несмотря на частичное отсутствие позвоночника! Снова вокруг него океан неба, белые облака, горы и тишина.
Вскоре место парапланеризма занял кайтбординг. От него веяло чем-то далеким, из детства - та же доска, тот же «парус». Только здесь нужно еще больше сил для покорения ветра. Знакомые только диву давались, как с такими травмами можно заниматься столь экстремальным видом спорта, с нагрузками, непосильными даже для здорового человека. Но, видимо, секрет в том, что Владимир никогда не считал себя нездоровым. Сида духа, воля, характер: наперекор злодейке-судьбе не сдаться, а продолжать жить и покорять обстоятельства. О Владимире как о настоящем герое нашего времени один из центральных телеканалов даже снял документальный фильм...
В феврале этого года Володя с помощью друзей собрал деньги на дорогостоящую операцию. Она длилась семь часов, в результате в позвоночник Владимира была внедрена сложная титановая система, которая должна была облегчить его существование. А на февраль 2009-го Владимира записали на следующую операцию, не менее сложную, но ее может и не случиться...
После долгого периода реабилитации Владимир вместе со своей гражданской женой Анастасией отравился в Венесуэлу, на остров Коче. Это настоящий рай для кайтеров: огромные океанские просторы, сильный ветер. Настя просила Володю повременить с поездкой, все-таки прошло слишком мало времени после операции, но он был непреклонен. Говорил, что спорт - лучшее лекарство.
Поселились спортсмены в отеле «Пунта Бланка».
- Буквально через сутки после того, как туда приехали, мы попросили персонал гостиницы переселить нас в номер поближе к пляжу, - рассказала «МП» Анастасия. - Дело в том, что дорожки на территории отеля выложены крупными камнями, и Владимиру с его травмами было тяжело передвигаться по такой поверхности. Однако персонал отеля несколько дней кормил нас обещаниями: «Завтра, завтра». Поначалу мы терпеливо ждали, но потом наше терпение лопнуло. Владимир на повышенных тонах потребовал у менеджера отеля заменить нам номер. Тот в ответ пригрозил, что, если мы не успокоимся, вызовет полицию. Мы сказали: «Вызывайте». И, видимо, в этом была наша самая большая ошибка.
Через несколько минут в отель приехали сотрудники национальной гвардии Венесуэлы.
- В этот момент мы стояли около номера, и они попросили впустить их внутрь, - рассказывает Анастасия. - Мы, естественно, впустили их, поскольку ничего криминального в этом не видели. Гвардейцы с ходу стали рыться в наших вещах, перевернули буквально все - одежду, технику, лекарства... В это время менеджер отеля, который вызвал гвардию, кричал, что сейчас напишет на нас некую бумагу по поводу того, что, мол, мы здесь и не жили вовсе, и вообще «ему такие гости, как мы, не нужны». Какие «такие»? Мы вели себя тихо, не дебоширили и не буянили. В общем, посоветовавшись, мы решили покинуть негостеприимный отель, и я пошла на пляж за снаряжением. В этот момент я видела Володю последний раз. Когда я вернулась, у входа в номер стояли гвардейцы. Они заявили, что у Володи нашли наркотики, и его увезли в тюрьму, а если я сейчас перешагну порог комнаты, то в ближайшее время поеду не в Москву, а за ним в тюрьму.
Состояние шока. Я ничего не понимала. Какие наркотики?! Что вообще здесь происходит?! Спустя какое-то время мне все-таки удалось оказаться в комнате - из ценных вещей не осталось ничего! Пропали 2000 долларов, 2000 евро, 25 тысяч рублей, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера...
В результате Анастасия практически в одном купальнике, без средств к существованию («добрые» гвардейцы оставили ей всего 100 евро) провела на острове четыре дня. Добраться на родину ей помогли соотечественники - дали одежду, скинулись на билет до Москвы.
Параллельно Настя безуспешно пыталась найти Владимира, понять, что вообще произошло и что делать дальше. Первым делом девушка обратилась в посольство России в Венесуэле. Там она узнала, что у них в номере нашли... 975 граммов кокаина! Анастасия была парализована этой новостью. «Ну ничего, - думала Настя, - сейчас в посольстве разберутся и Володю отпустят». Но не тут-то было.
«Девушка, не будьте такой наивной, такое количество не подкидывают, - заявили представители власти. - И вообще, нам никаких специальных бумаг из тюрьмы не поступало.
Ждите суда, а когда пройдет суд, мы будем решать, куда его перевести. Пока ничем не можем вам помочь».
Настя объясняла, что произошла какая-то ошибка, что Владимир - инвалид 1-й группы, что ему требуется специфическая медицинская помощь, но в посольстве были непреклонны: «Пока не пришел официальный документ, мы ничего делать не будем. Ждите суда».
- Но ведь суда можно ждать очень долго, а в феврале Володьке предстоит второй этап сложнейшей операции, - плача, говорит Настя. - Куда я только ни обращалась, везде я слышу отказ. Всем наплевать на моего Володю!»
Уже больше четырех месяцев россиянин находится в заключении. По рассказам Владимира, с которым удалось наладить связь посредством различных подношений сотрудникам колонии, первые несколько дней он провел на полу, прямо в коридоре. Чтобы его «поселили» в камеру для иностранных заключенных, Насте пришлось перевести в тюрьму определенную сумму.
- Там творится полный беспредел. Вся тюрьма поделена между двумя воинствующими группировками, все ходят с оружием, а на территории построены настоящие дзоты. Тюрьма только по периметру охраняется войсками национальной гвардии, а внутрь охрана даже не суется, - рассказывает про злоключения супруга Анастасия. - Как говорит сам Володя, там жизнь человеческая не стоит ни гроша. Застрелят, и никто искать не будет. Я уже молчу про питание. Каждое утро я просыпаюсь с мыслью: как там Володя, жив еще? За время пребывания в тюрьме состояние Владимира заметно ухудшилось. У него нет специальных лекарств, спать ему приходится на кровати с огромной дырой. Он просил ее заменить (ему можно спать только на прямой твердой поверхности), но никто не обратил на его просьбу внимания».
По словам Анастасии, примерно через месяц пребывания в тюрьме местный адвокат предложил помочь Вове выбраться из заключения за 25 тысяч долларов.
- Я продала машину, залезла в долги, но все-таки собрала нужную сумму. Однако, забрав деньги, через несколько дней адвокат заявил, что не сможет ничем помочь, а про деньги словно забыл! Я уже не знаю, к кому мне обратиться, помогите!..
С такими историями Антон Самойлов, руководитель и создатель проекта SOS Russia, знаком не понаслышке. Не один год он вместе со своей командой помогает соотечественникам по всему миру, а также защищает права и интересы всех российских граждан, оказавшихся в беде за рубежом.
- Достаточно вспомнить довольно нашумевшую историю с задержанием 12 российских моряков - команды греческого танкера «Африкан прайд». В октябре 2003 года их арестовали по обвинению в контрабанде нефти. По данным нигерийских властей, на борту танкера была обнаружена сырая нефть. 12 моряков были помещены в тюрьму строгого режима. Через год спорный танкер был угнан из порта греческим владельцем в другую страну, а россияне продолжали сидеть в камерах с голым полом, закованные в кандалы. То, чем их кормили, есть было невозможно. За время пребывания в тюрьме они переболели множеством заболеваний, в том числе и малярией. Когда мы в первый раз увидели их, ассоциации были с узниками Бухенвальда. О злоключениях безвинных людей мы узнали от их жен и матерей, которые обратились в нашу организацию с последней надеждой на спасение, поскольку во всех официальных инстанциях им было отказано. Мы выехали в Нигерию и выяснили, что в нашем посольстве даже не было обвинительного заключения! Мы самостоятельно забрали материалы дела в Москву, изучили. И оказалось, что проблемы у ребят начались именно тогда, когда пропал сам танкер, и дело было во взятках, которые одни нигерийцы должны были заплатить другим нигерийцам за операцию «Судно». Потом этот корабль перешел на службу в Персидский залив. Когда мы за месяц вычислили всю эту схему, мы передали всю информацию властям Нигерии. Российские власти не стали делать ничего. Поэтому приходилось самим лично встречаться со всеми спецслужбами - и в Эмиратах, и в США, чтобы объяснить, что танкер является вещественным доказательством и от него зависит судьба 12 человек, которые невиновны. Работа по освобождению была долгой и кропотливой. Только в конце декабря 2005 года моряки вернулись на родину.
- Неужели за эти два года, пока несчастные находились в тюрьме, их родственники ни разу не обращались за помощью к официальной власти, в МИД, в посольство, в консульство?
- Обращались, но везде им было сказано: «Разбирайтесь сами». Дело в том, что в момент их обращения к нам жены моряков объявили голодовку в Новороссийске, что, безусловно, объясняет, до какой степени отчаяния были доведены женщины бездействием властей.
- Антон, как вы считаете, почему, когда наш соотечественник попадает в сложную ситуацию за рубежом, этим занимаются не консульские службы, а родственники, друзья или некоммерческие организации вроде вашей?
- Ну вот возьмите нигерийскую ситуацию. Все всполошились, когда пресса начала писать об этом. Отовсюду слышались высказывания типа «да давайте сгоним наши корабли к берегам Нигерии, пальнем по ней разок и посмотрим, отпустят они наших или нет». Но давайте пофантазируем. Кто может отдать такой приказ? Президент. А президент откуда может узнать о ситуации? От министра иностранных дел. Министр - от посольства. Но за два года, когда наши граждане находились в нигерийской тюрьме, практически гнили в яме, переболели малярией, желтой лихорадкой и кучей других болезней, посольство даже не удосужилось материалы дела (копию обвинительного заключения) послать в Москву! Напрямую защитой наших соотечественников занимается консульство, это входит в их обязанности. Согласно статье 61 Конституции РФ, любой российский гражданин, находясь на территории другого государства, автоматически попадает под защиту и покровительство РФ.
- Но получается, консулы эти обязанности не исполняют? Ведь если бы, предположим, гражданин США попал в такую ситуацию, то там действительно могли бы и пальнуть.
- Ну, в Америке, во-первых, изначально по-другому относятся к человеку. Во-вторых, там годами складывалась культура защиты интересов своих граждан. В России такого нет. В Советском Союзе мы даже туристами мало куда выезжали. У нас просто нет привычки защищать своих.
- - Ну а что же делать россиянину, если он, не дай бог, попал за границей в сложную ситуацию, если, как мы уже поняли, консульства не всегда приходят на помощь согражданам?
- Первый совет - как можно скорее связаться с родственниками и сделать ситуацию публичной как в той стране, где это случилось, так и в России. Второе, несмотря на то, что некоторые консулы не исполняют своих прямых обязанностей в силу непрофессионализма или каких-то человеческих заблуждений, все равно поставить в известность консульство. А мы (некоммерческие организации. -
Н. З.) в свою очередь, будем добиваться, чтобы они работали по закону. Потому что бывают ситуации, когда только консульство или посольство уполномочено написать какие-то ноты, устроить проверку...
МЕЖДУ ТЕМ...
17 октября в странах Латинской Америки стартовали Дни России. Цель проекта - развитие и укрепление политических, духовных, культурных, научных, торгово-экономических и социальных связей России с прогрессивно развивающимся регионом мира. Географически проект охватывает семь латиноамериканских стран, в том числе и Венесуэлу. 10 - 14 ноября в территориальных водах Венесуэлы пройдут совместные учения Боливарианских ВМС Венесуэлы и Тихоокеанского флота РФ.
Надежда Заржецкая
Комментарии