Четверо с майдана, не считая президента
Как организаторы оранжевой революции и герои Майдана участвуют в нынешних выборах.
Во время празднования очередной годовщины оранжевой революции, говоря о своей популярности среди украинцев, президент Виктор Ющенко сказал замечательную фразу: «Не будем забывать, что большинство часто ошибается. Я бы уточнил, – как правило, ошибается». Так коротко и метко гарант вынес приговор Майдану и своему пятилетнему правлению. Ведь в 2004 году за него тоже проголосовало большинство. И, судя по сегодняшнему рейтингу Ющенко, – оно признало свою ошибку.
В это большинство входили и четверо главных полевых командиров Майдана – теперешний министр внутренних дел Юрий Луценко и три народных депутата: Тарас Стецькив, Николай Томенко, Владимир Филенко. Во время революции один из них возглавлял колонны демонстрантов в походах на Центральную избирательную комиссию, другой координировал блокаду секретариата президента, третий обеспечивал всем необходимым палаточный городок митингующих. Хотя особо выдающихся командирских способностей для этого, по словам Стецькива, который в 2004 году принимал самое активное участие в предвыборной кампании Ющенко, не требовалось: демонстранты и сами отлично организовывались.
О ночевках с незнакомыми людьми в палаточном городке и радости после решения суда о проведении третьего тура президентских выборов четыре друга вспоминали 23 ноября, собравшись вместе, чтобы отметить годовщину Майдана. Несмотря на то, что после революции они разошлись по разные стороны баррикад, о тех временах все вспоминают с нескрываемой ностальгией. «Это был момент триумфа народа, а не политиков. И те, кто тогда стоял на Майдане, это знают, – вспоминает в разговоре со Slon.ru Стецькив. – Знают и о том, что потом на Майдан начали свозить за деньги, и политики превратили его в посмешище».
ПРАЗДНИК НОСТАЛЬГИИ
22 ноября в Киеве праздновали пятую годовщину оранжевой революции. Праздновали скромно – без массовых гуляний и выступлений с трибун. Да и перед кем было ставить трибуны? По серой плитке главной площади Украины гуляли небольшие группы бывших революционеров в оранжевых шарфах. Кто-то держал в руках флажки пропрезидентской партии «Наша Украина» образца 2004 года. А один из бывших майдановцев, улыбаясь, нес в руках апельсин, проколотый со всех сторон шприцами. По его словам, цитрус – не наркоман, а символ. Он напоминает о знаменитом выступлении жены Виктора Януковича, которая пять лет назад произнесла ставшую впоследствии крылатой фразу о том, что людей на Майдане угощают «наколотыми апельсинами».
Улыбку у прохожих вызывал еще один живой символ оранжевого Майдана – баба Параска (Прасковья Королюк). Знаменитая оранжевая бабушка охотно улыбалась снимавшим ее телекамерам и вспоминала боевое прошлое. Как агитировала за оппозиционного кандидата, как потом в лютые морозы жила в палаточном городке в центре столицы и как стояла с Ющенко на сцене перед многотысячной толпой.
Но времена изменились. Баба Параска осталась на Майдане, а Ющенко переместился на квартал дальше по Крещатику – на закрытое мероприятие в Украинский дом. Туда он не позвал ни пенсионерку-агитатора, ни заслуженных революционеров. Вместо них государственные награды президент вручал своим новым соратникам. Впрочем, заводилы Майдана за это на Ющенко не в обиде. Они уже давно не скрывают, что с лидером у революции не сложилось, поэтому предпочитают праздновать День свободы отдельно. Тем более что у каждого о тех временах свои воспоминания.
Для бывшего министра обороны Анатолия Гриценко, который в 2004 г. был одним из руководителей предвыборного штаба Ющенко, Майдан – не финал долгой президентской кампании, а часть семейной истории. Туда он ходил с женой, которая кормила двухмесячного ребенка и с трудом вырывалась из дома, и младшим сыном Глебом. Старшие дети с первого дня жили в палаточном городке, пока обоих с высокой температурой насильно не отправили домой. «Мы были искренними, и это был наш Майдан. Таким он навсегда останется в памяти», – ностальгирует Гриценко и нисколько не жалеет, что так и не поднялся на главную сцену.
А вот нардеп-бютовец Владимир Филенко на легендарной сцене побывал. Точнее, он ее строил. Тогдашний депутат парламента от блока Ющенко «Наша Украина» в девять утра 21 ноября 2004 года одним из первых вышел на Майдан и с тех пор празднует годовщину накануне Дня Свободы. Прокручивая в голове главные события революции, Филенко останавливается на деталях. К примеру, его восхищало, что самым употребляемым словом на переполненном незнакомыми людьми Майдане было «извините». До сих пор депутата поражает уровень самоорганизации людей.
«Люди знали, что и когда нужно делать. И никакой агрессии. Я тогда очень гордился, что это мой народ», – вторит своему другу Стецькив, который в 2004 году был с ним в одном парламентском блоке. Спустя 5 лет о Майдане он вспоминает с нескрываемой ностальгией и мальчишеским восторгом. По его словам, вся революция была одной большой эмоцией. До слез трогали пенсионеры с флажками «Нашей Украины», радовали невесты с оранжевыми букетами в руках, удивляли шикарные автомобили, украшенные оранжевыми лентами и обычные студенты, которые под угрозой исключения из вузов, приходили в палаточный городок и оставались там ночевать на морозе. «Это осталось в памяти навсегда. Несмотря на то, что случилось потом», – откровенничает Стецькив.
И СНОВА В БОЙ
О «потом» герои Майдана говорят неохотно. Кому-то не хочется обидеть бывших соратников. Кому-то стыдно. Правда, не за себя, а за других. Чаще всего – за Ющенко, который обещал сделать «10 шагов навстречу людям», а сам, судя по уровню поддержки, пошел в обратном направлении. Филенко не скрывает, что жалеет о том, что поддержал его во время революции. Хотя тогда альтернативы не было. «Майдан осквернили. Он стал чужим для тех, кто на нем стоял. Сделали это политики. Тем, что не исполнили надежд того, нашего Майдана», – резюмирует поток обвинений в сторону власти Гриценко.
Впрочем, несмотря на разочарование в этой самой власти, уходить из нее боевая гвардия Майдана не собирается. По крайней мере, в стороне от нынешней президентской кампании не остался почти никто. И если Гриценко в ней участвует как кандидат в президенты, остальные по-прежнему прикрывают тылы главных претендентов. В основном – Тимошенко.
Одним из тайных союзников премьера эксперты называют министра внутренних дел, бывшего полевого командира Майдана – Юрия Луценко. Того самого Луценко, который еще до оранжевой революции пытался бороться с режимом тогдашнего президента Леонида Кучмы, и ради борьбы с ним пришел на Майдан. Луценко, который убедительнее всех кричал один из главных лозунгов революции: «Милиция – с народом!» – а потом, с подачи Ющенко, ее и возглавил, став первым на Украине штатским министром МВД.
Разговоры о том, что в прошлом близкий соратник президента перешел в стан внутреннего врага, начались давно. Особо актуальной эта тема стала во время избирательной кампании, ведь поддержка Тимошенко силовыми структурами – дело нешуточное. Впрочем, сам Луценко симпатий к своему непосредственному начальнику не скрывает и за последнее время сделал ей несколько непрямых услуг. Во-первых, после начала предвыборной кампании министр обвинил команду президента в масштабной коррупции. Затем, он одним из первых заявил о том, что версия об участии депутатов БЮТ в деле о развращении детей кажется неправдоподобной. А недавно главный силовик в унисон с Тимошенко обвинил Минздрав в разворовывании государственных средств.
По версии «Партии регионов», это тайный тандем сделал для того, чтобы «отмазать» бютовцев от «грязи, связанной с педофилией и убийством человека». В числе очевидных реверансов премьеру – заявление главного милиционера о том, что регионалы ведут переговоры о создании новой коалиции без участия БЮТ и планируют свергнуть премьера.
За Тимошенко играет еще один близкий соратник Ющенко по Майдану – вице-спикер парламента Николай Томенко. Бывший депутат от пропрезидентский партии «Наша Украина», а ныне третий номер в партийном списке БЮТ, обвиняет президента во всех смертных грехах с тем же азартом, с которым в 2004 году кричал «Ющенко – так!». В нынешней кампании Томенко как известному оратору с историческим образованием досталась роль разоблачителя бывшего шефа. За короткое время он успел обвинить его в сотрудничестве лично с Януковичем, подготовке государственного переворота и, наконец, в ведении тайных переговоров с регионалами о формировании нового правительства.
В отличие от своих боевых друзей Стецькив прямо признается, что в нынешней кампании не участвует. «У нас грядут выборы без выбора», – мрачно рассуждает он. По его словам, сейчас украинцы находятся в самой низкой точке разочарования, поэтому им, по большому счету, все равно, кто станет президентом. И уж точно отстаивать права проигравшего кандидата на Майдане никто не будет. Ни в прямом, ни в переносном смысле. «В 2004 мы добились, чтоб с нашим выбором считались. Теперь нужно сделать так, чтоб этот выбор появился», – резюмирует бывший революционер.
Комментарии