Россияне скупают Абхазию

На модерации Отложенный

...Наверное, не было в тот день человека счастливее Володи, моего знакомого. Поводом для такой бурной радости стало признание Москвой Абхазии и Южной Осетии. Несколько домиков Володи, которые он когда-то приобрел под Гаграми, через неделю после известия подорожали чуть ли не вдвое: уверенность в том, что завтра твое имущество никто не отнимет, подтолкнула тысячи россиян подбирать здесь домики «на старость» и отдых. Спрос породил новую волну предложений: на московских улицах стали появляться рекламные щиты, гласящие о возможности купить землю в Абхазии.

Четыре года назад шесть домов в Абхазии обошлись москвичу Володе в 22 тысячи долларов. Их он накопил, работая в одной сотовой компании. С тех пор цена домов постоянно росла. Причин для этого было множество: то объявят, что в соседнем Сочи Олимпиада пройдет, то десантники грузин из Кодорского ущелья выгонят... Володя прикинул - сегодня его «фазенды» тянут тысяч на 350 баксов. Какие еще инвестиции могут принести более полутора тысяч процентов всего за 4 года? Однако с продажей Володя не спешит: все свои владения он постоянно сдает отдыхающим (около 1000 рублей в сутки за дом с канализацией и хорошим ремонтом). Рады все: приезжие - дешевому отдыху, Володя - доходам. За сезон он становится богаче на 500 - 700 тысяч рублей, которые аккуратно кладет на сберкнижку.

По разным оценкам, таких россиян, как Володя, в Абхазии до 50 тысяч. Признание республики только увеличивает это число. И все это упрямо толкает местные цены на недвижимость вверх. А здешние столбы и газеты заполонены объявлениями о продаже домов и участков. Но стать владельцем кусочка Страны Души, как называют свою родину абхазы, непросто. Абхазские законы запрещают иностранцам, к каковым относятся и россияне, владеть здесь землей. Однако безвыходных положений не бывает. Российские и абхазские риэлторы давно отработали несколько схем.

- Обычно делаем так, - рассказали мне в одном сухумском риэлторском агентстве, куда я позвонил проконсультироваться. - Вы оформляете доверенность на местного, и дом как бы будет в его собственности. А чтобы не было обмана, вы составляете между собой договор займа. Второй вариант: мы находим вам гражданина Абхазии, и вы с ним как бы создаете совместное предприятие. У нас эта услуга 25 тысяч рублей стоит...

- И чем это предприятие заниматься будет? - не понял я.

- Да ничем, - привычно ответил риэлтор. - Сказано же вам: «как бы»!

Власти, разумеется, знают про эти «как бы», но закрывают глаза - сладкая фраза «иностранные инвестиции» греет душу каждого из абхазских чиновников. Можно, конечно, дождаться нового закона, который собираются здесь принимать. По нему купить домик с видом на море сможет любой россиянин. Однако придется заплатить немаленький налог государству. Да и цены к тому времени уйдут далеко вперед. Причем сильно вперед.

- Чем черт не шутит, - подумал я. - Вдруг и мне удастся урвать кусочек рая на берегу моря? И в поисках подходящего мне варианта полез в Интернет. Вот оно: какие-то 55 тысяч долларов можно поменять на двухэтажный дом под Сухумом, 30 соток земли, на которой уже есть и виноградник, и мандарины, и инжир с абрикосами... В качестве бонуса - море в пяти минутах ходьбы.

 
 

- Молодой человек, вы дату размещения заявки-то видели? - с ходу огорошили меня по телефону, указанному в объявлении. Что-то я сразу не обратил на это внимания: объявление висело в Сети аж с середины марта.

- Продали? - уныло спросил я.

- Да нет. Цена изменилась немного... 120 тысяч долларов вместе с оформлением и гражданством Абхазии. Будешь иметь двойное гражданство, как у всех абхазов, и оформлять собственность прямо на себя.

Да уж... Дорого нынче место в раю...

«Дом в Абхазии! От 30 тысяч долларов!» - спам-рассылка в электронную почту пришла весьма кстати. Некий московский риэлтор обещал все подобрать и с документами помочь. «Это другое дело!» - обрадовался я. Но, как оказалось позднее, обращение к таким риэлторам может оказаться себе дороже.

- Есть такой дом, в Пицунде, всего 700 тыщ рублей, - бодро ответил продавец домов, чей телефон значился в объявлении. И уже потише добавил: - Правда, он «трофейный».

Уникальность абхазского рынка жилья состоит в том, что, помимо первичного и вторичного жилья, в Абхазии есть еще и рынок «трофейных» домов и участков, в 1992 году брошенных грузинами в ходе абхазо-грузинского конфликта. Такого «добра» здесь едва ли не половина. Стоит оно дешевле, однако связываться с таким имуществом раньше стеснялись: вдруг старые хозяева взад вернуть потребуют? Относительно низкая цена (в среднем дом в Пицунде стоит 1,5 млн. рублей) объясняется еще и тем, что здания с тех пор стояли запущенные и разграбленные. Впрочем, после признания Абхазии стало ясно, что шансы у грузин на реституцию имущества практически свелись к нулю, и стоимость такой недвижимости поперла вверх.

«Трофей» стали официально признавать бесхозным.

- ...Прямо в Москве все и оформим, - продолжал гнуть свою линию риэлтор. - Я и фотографию дома куда надо привезу...

Стоп! Покупать какую-то фотографию за 700 тысяч рублей явно не входило в мои планы. Да и как это - регистрировать дом, находящийся в другой стране, не выезжая из Москвы? Абхазские власти хоть в курсе, что Пицундой без их ведома торгуют?

- Быть такого не может! - воскликнул мэр Пицунды Беслан Ардзинба, с которым я встретился через несколько дней. - Все сделки с недвижимостью совершаются только с нашего разрешения. А этот твой риэлтор - аферист наверняка. Приходите, договоримся...

- А вдруг грузины вернутся? - Я вспомнил, как Саакашвили грозил инвесторам: «Любая попытка какого-нибудь авантюриста из России купить хотя бы кусок земли в Абхазии будет пресечена... Все незаконно приобретенное имущество конфискуем...»

Ардзинба только посмеялся в ответ.

Обзвонив еще с пару десятков агентств в Москве и Абхазии, я с грустью понял: мечта в виде домика у моря за 30 - 40 тысяч долларов так и останется мечтой. За эти деньги можно взять лишь развалины. Теперь за приличный дом в Абхазии просят как минимум 150 тысяч долларов. У так называемого «среднего класса» таких накоплений нет. Именно поэтому, как уверяют торговцы, большинство из тех, кто обзаводится новой собственностью - «уважаемые люди»: чиновники, бизнесмены и генералы. Деньги у этих водятся. Причем военные с большими звездочками на погонах здесь, пожалуй, наиболее уважаемые из перечисленных россиян. С «мелочью» не возятся: им подавай готовый двухэтажный дом с канализацией и садом тысяч за 300 евро.

- Они тут и раньше покупали все подряд, - признался один из абхазских риэлторов Юрий. У того «в наличии» оказались домики в горах и далековато от моря, но по приемлемой цене: 30 - 50 тысяч долларов. - И это очень большая польза для нас.

- Ну, конечно, деньги-то немалые... - согласился я с очевидной «пользой».

- Не только, - не согласился «продавец родины». - Мы чувствуем себя в безопасности, зная, что русские офицеры живут и отдыхают у нас... А ты думай скорей. Тут уже ваши подъезжали из одной госкомпании. Получим, говорят, премии к Новому году, все возьмем у тебя.

- Какие премии? - недоумевал я. - Кризис же на дворе...

- Это у вас кризис, а у них все уже расписано, - был уверен риэлтор. - Так что торопись, а то участки эти скоро закончатся. А на то, что останется, твоих денег уже не хватит...

А Грузия против!

«В Тбилиси идет учет имущества, оставленного грузинами в Абхазии, и установление личностей его новых владельцев. Учет завершится к концу 2008 года, после чего Грузия направит иск против России в Страсбургский суд по правам человека. Речь приблизительно о 20 млрд. долларов. Из них 5 млрд. - это компенсация утраты беженцами частной собственности».

(Шота МАЛАШХИЯ, глава парламентской комиссии Грузии по восстановлению территориальной целостности Грузии.)

КАЛЬКУЛЯТОР «КП»

Что дешевле: дача под Москвой или дом у моря?

Нормальный дом в Абхазии еще можно найти за 40 тысяч евро. Что можно приобрести за эти же деньги в Подмосковье и за границей?

Подмосковье - дачу-развалюху советской постройки на 6 сотках не ближе 50 км от Москвы. Более-менее приличный дом придется искать за 100-м километром.

Болгария - квартиру-студию (37 кв. м.) в комплексе с полной инфраструктурой. На территории - рестораны, магазины, охрана, частный пляж, теннисный корт и пр.

Флорида (США) - отличный дом 2000 - 2006 гг. постройки, со встроенной кухней, 2 спальнями и 2 санузлами, общей площадью 100 кв. м.

Турция, Испания - квартиру-студию в закрытом комплексе с полной инфраструктурой.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Евгений СКОМОРОВСКИЙ, управляющий директор международной риэлторской компании «CENTURY 21 Запад»: «Подождите, когда Кавказ «устаканится»

- Пока вложения в недвижимость Абхазии сопровождаются серьезными политическими рисками, хотя и сулят немалую прибыль. В случае отказа международного сообщества признать Абхазию большая часть инвестиций в данный регион, по сути, превратится в пожертвования на развитие республики, как это уже произошло в Аджарии. Тут нельзя говорить ни о каких гарантиях безопасности покупки, так как сделки в один прекрасный момент могут попросту быть признаны нелегитимными. Однако если не рассматривать приобретение недвижимости в Абхазии с точки зрения долгосрочных инвестиций, то на ней можно неплохо заработать. В любом случае должно пройти некоторое время, когда в регионе все «устаканится». Думаю, что через полгода-год туда пойдут крупные инвестиции. Яркий пример - Северный Кипр, который за последние несколько лет превратился в настоящий европейский курорт высокого уровня, несмотря на то, что международно не признан.

Агентств недвижимости в России, занимающихся Абхазией, которые не кинут, пока немного - 4 - 5. Так что осторожнее при выборе риэлтора.

Алексей Овчинников