Эпохе \"девелопмента\" приходит конец?
На модерации
Отложенный
Два события подвигли меня написать этот пост. Первое – близкое к шизофрении состояние колхозного Дональда Трампа, разразившегося слезливым посланием к журналистам. Второе – ставшие очень популярными экзистенциальные шпаргалки на тему «куда податься бедному россиянину».
Надеюсь, через несколько лет слово «девелопер» станет нарицательным, как когда-то «новые русские». Оно будет означать бессмысленную, выросшую за последние годы касту паразитов, которых нынешний кризис смоет туда, куда они посылали соотечественников на своих каннских вечеринках.
Эти люди выросли на халявных кредитах, госденьгах и близости к чиновникам - в разных отраслях, не только в строительстве. В кредит накупили вилл, яхт, самолетов и сочли себя хозяевами жизни. Теперь девелоперы плачут – надо же, мир рушится, мамочка отобрала любимую соску! Вспоминается старый анекдот из 90-х:
Звонит один новый русский девелопер другому:
- Ну, как ты там? Как настроение? Бессоницы нет?
- Да ничего... Сплю, как ребенок...
- Это как?
- Ну, сегодня например всю ночь плакал и два раза обделался...
Дам добрый совет одержимому (по Пелевину) оральными и анальными вау-импульсами девелоперу, который успел прославиться не только посыланием в причинное место всех, у кого нет миллиарда, но и, например, покупкой в кредит за $ 350 млн. турецкого отеля, красная цена которому – $ 100 млн. в базарный день (отмыли с одним госбанком).
Не надо плакать, господа девелоперы. 10 лет назад, когда вы, вероятно, еще торговали в пивном ларьке, все было гораздо хуже. Из всех российских крупных частных банков выжило только два – «Альфа» и НРБ.
У «Альфы» на пике кризиса оставалось, по-моему, $ 70 млн., у нас – 50. А долгов в валюте было куда больше, тогда как рублевый кредитный портфель обесценился (девальвация – в 3 раза). Остальные получили государственные деньги «на поддержку ликвидности», спилили ее в оффшоры, после чего объявили себя банкротами.
У НРБ тоже была возможность действовать по этой схеме. Но я предпочел спасти бизнес и репутацию, причем в условиях, когда против меня лично и банка вела войну генеральная прокуратура во главе с Великим Плейбоем - человеком, похожим на Ю.И.Скуратова. А активы за рубежом были вскоре арестованы по иску мошенников из «Креди Агриколь».
Тогда продал все, что можно, в первую очередь – недвижимость. За два года до дефолта был куплен самолет Gulfstream. Не для понтов, как это делается сейчас, а по необходимости – в те времена в России не было рынка чартерных авиаперевозок, зафрахтовать самолет было невозможно, а я зачастую делал несколько перелетов в день. В 1998 г. самолет был продан (с убытком), а деньги потрачены на уплату долгов (с тех пор, кстати, своего самолета у меня нет, содержать его слишком расточительно). Благодаря всем этим мерам и строжайшей экономии банк выжил.
Так вот, глядя на нынешних сопливых девелоперов, хочется сказать: орлы, халява закончилась! Живите по средствам. Продавайте нажитое непосильным трудом, платите по долгам. И снижайте цены.
Впрочем, колхозного Дональда Трампа, судя по всему, учить серьезным вещам бесполезно, ему надо обратно в начальную школу - штудировать русский язык.
Александр Лебедев
Комментарии