Шаймиев навязывает РФ практику принудительного наркотестирования

На модерации Отложенный

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев настаивает на обязательном тестировании всех российских старшеклассников и студентов на предмет употребления наркотиков.

"Мы это у себя сделали. Мое твердое убеждение - это надо делать по стране", - сказал Шаймиев, выступая на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию физкультуры и спорта в РФ, который проходил вчера в подмосковном Одинцове.

Президент Татарстана сообщил, что правозащитники выступают против введения такого тестирования, но он не видит разницы между этим анализом и флюорографией, которая проводится повсеместно.

"Мы же только благо делаем для наших детей. Ничего, кроме благодарности от родителей, я не слышал", - подчеркнул президент Татарстана. Шаймиев сообщил, что такое тестирование проводят и в других странах и что не проводить его - "по крайней мере, аморально".

Между тем уполномоченный РФ по правам человека Владимир Лукин, который присутствовал на заседании Госсовета в качестве президента Паралимпийского комитета России, комментируя это предложение, напомнил, что борясь с наркоманией, нужно помнить о Конституции, соблюдать права человека и уважать человеческое достоинство.

"Я получаю свою зарплату в качестве уполномоченного от российских налогоплательщиков, и должен сказать, что борьба с таким чудовищным злом как наркомания является очень серьезным делом, и надо думать, как сделать ее эффективной, - пояснил Лукин. - Но нужно это сделать в рамках конституционного поля. Существует такой понятие как презумпция невиновности, и она должна быть соблюдена".

Минтимер Шаймиев, со своей стороны, заметив, что не хочет обижать Лукина, добавил:
"У нас столько в стране правозащитников, которых содержим не мы. Чтобы разрушить нашу молодежь, они все сделают".

В этом году первокурсники Казанского государственного университета и Казанского государственного технологического университета впервые сдавали тесты на наркозависимость. Всего же, как недавно сообщала заместитель премьер-министра Татарстана - министр культуры Зиля Валеева, за полтора года в республике было обследовано 42300 человек.

Проверки выявили 113 наркозависимых, то есть менее 0,3 процента.
Тесты проходят в рамках медицинского осмотра. Организаторы теста отпечатали бланки заявлений о согласии на наркотестирование. Представители вуза фиксировали фамилии прошедших процедуру и не пришедших на нее. По мнению правозащитников, говорить о добровольности сдачи теста, проведённого таким образом, сложно.

Идея обязательного тестирования молодежи на употребление наркотиков возникает у чиновников разного уровня постоянно. В московском городском законе о молодежи, принятом в январе 2004 года, была предусмотрена обязательная ежегодная диспансеризация студентов с возможностью проведения наркотического тестирования. Однако эту норму, по признанию вузовских администраций, ни разу не применяли, поскольку она противоречит федеральному законодательству.



Принудительному наркотическому освидетельствованию, согласно Кодексу об административных нарушениях и Уголовному кодексу РФ, могут подвергаться лишь граждане, которых подозревают в административных правонарушениях или преступлениях. По закону об охране здоровья, тестирование без согласия граждан следует проводить в том случае, если они являются носителями опасных для общества заболеваний, страдают тяжелыми психическими расстройствами или совершили общественно опасные деяния. Других оснований для принуждения к освидетельствованию законодательством не предусмотрено.

Тем не менее, в 2005 году министр образования и науки Андрей Фурсенко заявлял о планах министерства ввести массовое тестирование студентов и абитуриентов российских вузов на употребление наркотиков. Прохождение такого теста должно было стать обязательным условием поступления в вуз. Эту меру одобрил Госнаркоконтроль, но инициатива не прошла: правозащитники настояли, что она нарушает базовые принципы Конституции – презумпцию невиновности и право на неприкосновенность частной жизни.

Тем не менее, в отдельных регионах власти ввели "антинаркотическое" тестирование студентов. В частности, весной 2005 года Госнаркоконтроль подписал соглашение с краевым советом ректоров Приморского края о внесении в вузовские уставы наказания за употребление наркотиков. Наркоманам в приморских вузах грозило отчисление. Однако тестировать всех студентов в Приморье так и не решились.

В 2006 году специалисты Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю также собирались выявлять лиц, употребляющих наркотики, среди абитуриентов высших и среднеспециальных учебных заведений. Чем завершилось начинание, объявлено не было.

Мэр Москвы Юрий Лужков в июле 2007 года тоже предложил внести в проект закона о диспансеризации студентов московских вузов пункт об обязательной проверке на употребление наркотиков. Перед этим правительство Москвы провело эксперимент по тестированию на употребление наркотиков среди старшеклассников школ Южного административного округа столицы, и обнаружило, что не менее 13 процентов из них уже имеет такой опыт.

Инициативу мэра Москвы поддержал и Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он согласился с идеей проводить обследования студентов, отметив и важность соблюдения при этом прав человека. Он предложил при этом "решать вопрос прав человека адекватно не в декларативном, а в смысловом, содержательном плане", не пояснив, что это значит.

Принудительное тестирование студентов на наркозависимость одобрили и некоторые депутаты Госдумы. Они аргументировали это тем, что многие профессии не допускают участия наркозависимых людей. Кроме того, законотворцы считают необходимым сократить количество наркозависимых студентов, число которых в столице по сравнению с 2006 годом, как они считают, увеличилось вдвое.