Кризис приведет к тотальному переделу собственности в России
На модерации
Отложенный
Глобальный финансовый кризис может привести к фундаментальному переделу собственности между российскими элитами. Одни олигархи потеряют много денег, другие станут еще богаче, а вершить их судьбы будет государство.
Российские олигархи, активно занимавшие средства на Западе, чтобы расширять свои империи, оказались в очень стесненном положении: рыночная стоимость их бизнеса рухнула вместе с фондовым рынком.
$230 млрд в песок
Пострадали почти все богачи - от алюминиевого магната Олега Дерипаски до владельца клуба "Челси" Романа Абрамовича. Все вместе они потеряли более $230 млрд за пять месяцев, подсчитал ресурс MoneyWeb. Общий размер состояния 25 богатейших россиян из списка Forbes с 19 мая (когда был пик котировок) упал на 62% на начало октября. Почти столько же, сколько за этот период потеряли биржевые котировки ММВБ - 61%. Такими рекордами не может "похвастаться" даже богатейший инвестор планеты Уоррен Баффет: он потерял пока в четыре раза меньше.
Кредитный кризис глобальных масштабов, война с Грузией и падающие цены на сырье заставили иностранных инвесторов забрать из российской экономики $74 млрд с начала августа, согласно подсчетам аналитиков BNP Paribas. В отличие от кризиса 1998 г., когда дефолт и обесценивание рубля уничтожили накопления большей части населения, в этом году спад навредил в первую очередь богатейшей прослойке.
Вычеркнуть из Forbes
"Нас пора вычеркнуть из списка Forbes", - заявил совладелец "Аэрофлота" Александр Лебедев, занимавший 39-ю строчку в этом самом списке, составленном в мае. 40%-е падение котировок в августе он объясняет "глупой" риторикой Кремля во время конфликта с Грузией.
Некоторым миллиардерам удается "поймать волну" кризиса, к примеру, Михаилу Прохорову, выручившему $10 млрд с продажи блокпакета в российском металлургическом гиганте "Норникель", а теперь задешево скупающего активы. Но большинству в новых условиях приходится туго. В конце сентября журнал Forbes уже называл имена богатейших россиян, чьи активы резко снизились в цене в результате биржевого спада, - среди них Владимир Лисин, Вагит Алекперов и Алишер Усманов. Одной из самых заметных жертв кризиса называют также Олега Дерипаску, которому пришлось лишиться долей в двух зарубежных активах: канадском производителе автокомпонентов Magna и немецкой строительной компании Hochtief.
Многие из богатейших граждан России оказались в ситуации, когда не могут рефинансировать свои долги. Те из них, кто гарантировал кредиты акциями своих компаний, нуждаются в "живых" деньгах. Но банки-кредиторы ужесточают условия по выдаче кредитов и требуют дополнительное обеспечение под них. А такой инструмент привлечения финансирования, как фондовая биржа, уже не работает: российский рынок потерял 60% с мая 2008 года.
Начальник отдела акций ИГ "КапиталЪ" Константин Гуляев в комментарии RB.ru пояснил, что в ситуации кризиса выигрывают те, у кого есть живая наличность, а не "сидящие на активах". Среди последних оказался, по его мнению, Олег Дерипаска. Среди тех, у кого деньги есть, Михаил Прохоров и Алишер Усманов.
Все решит Кремль
Но самым сильным игроком на российском рынке в этой ситуации, в отличие от событий середины 90-х гг., оказалось российское правительство, в руках которого золотовалютные резервы в размере около $550 млрд.
По объему они уступают лишь запасам Японии и Китая. Таким образом, государство имеет больше "кэша", чем все олигархи вместе взятые.
Президент УК "Тройка Диалог" Павел Теплухин уверен, что беспрецедентное падение стоимости активов приведет к новому раунду перераспределения собственности.
Но самым крупным победителем в намечающейся борьбе элит за передел собственности выйдет, скорее всего, государство, пишет Reuters. Не вмешиваться в эту борьбу правительство не сможет: активы, которые находятся в руках олигархов, имеют стратегическую важность, и позволить ключевым компаниям российской экономики попасть в руки западных банков Кремль не позволит.
Решать, кто получит финансовую помощь из казны, будут президент и премьер-министр. "Государство собирается решать, кто выживет, а кто нет, потому что олигархи в долгах", - цитирует издание Питера Буна, эксперта Лондонской школы экономики и политических наук. "Будет жесткая политическая битва за право быть спасенным на деньги из государственных резервов, - сказал он. - Это может стать серьезной проверкой на прочность российской политической системы".
"Будут два или три олигарха, которые выйдут из ситуации королями, а пара-тройка окажутся в итоге неудачниками", - сказал изданию на условиях анонимности инвестор, который работает в России уже более 10 лет. "Остальные, скорее всего, выживут благодаря высокому качеству их активов", - сказал он.
На крючке
Мерами по усилению влияния государства на олигархов некоторые наблюдатели уже назвали решение о рефинансировании внешнего долга российских компаний и банков правительством, на которое будет выделено $50 млрд. Требования предоставления компаниям этих средств, озвученные вчера "Внешэкономбанком - Банком развития", оказались настолько жесткими, что их уже назвали "временной национализацией". Так, компания-клиент ВЭБа должна согласиться пойти на более чем существенное ограничение своей операционной деятельности, пишет "Коммерсант": ей придется предоставить ВЭБу в качестве залога выручку по экспортным контрактам, согласовывать с банком привлечение других займов и сделки по продаже активов компании дороже 10% от их стоимости, а также ввести в свой совет директоров представителей ВЭБа.
Несмотря на жесткие условия, очередь уже выстроилась. Больше всего, судя по всему, достанется "Роснефти" - $4,2 млрд. Она более всех других обременена долгами ($21,4 млрд на конец июня). ТНК-ВР рассчитывает на $1,8 млрд, "ЛУКОЙЛ" - на $2 млрд. Впрочем, Константин Гуляев из ИГ "КапиталЪ" не считает эту меру полноценным и действенным инструментов влияния на олигархов - по его слова, сумма в $50 млрд для этого слишком мала.
Эксперты считают нынешнюю ситуацию зеркальным отражением середины 90-х гг., когда балансирующий на грани банкротства Кремль умолял олигархов одолжить ему денег под залог тогда еще государственных сырьевых компаний. Поскольку кредиты олигархам государство вернуть не смогло, те получили контроль над крупнейшими производителями нефти, металлов и другого сырья.
Илья Зиненко
Комментарии