\"Единая Россия\" получила контроль над \"Плешкой\"

На модерации Отложенный

Закончилась эпопея с назначением Депутат Госдумы, заместителя руководителя фракции «Единая Россия» Виктора Гришина ректором Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Чтобы протолкнуть на этот пост свою креатуру, секретарю политсовета «Единой России» Вячеславу Володину пришлось задействовать практически весь свой административный ресурс. Теперь связка Гришин-Володин получила контроль над ценным активом. 

Противоестественный отбор

Кампания по «внедрению» Виктора Гришина в руководство РЭА продолжалась в течение нескольких месяцев. Еще 16 июня этого года Федеральное агентство по образованию назначило его исполняющим обязанности ректора. Прежний ректор Виталий Видяпин покинул свой пост по достижении пенсионного возраста.

После этого под Гришина целенаправленно расчищали место. Изначально на пост ректора академии нацелились 14 человек. Однако до комиссии Минобразования дошли лишь пять кандидатов. Трое оказались «местными» – профессор кафедры банковского дела Александр Басов, завкафедрой туризма, гостиничного дела и гостеприимства Михаил Лайко и проректор вуза по учебной работе Татьяна Розанова. Но основная борьба предполагалась между двумя депутатами Госдумы – единороссом Гришиным и справедроссом, бывшим губернатором Красноярского края Валерием Зубовым.

Несмотря на то, что Зубов является выпускником академии и имеет больший опыт в управлении вузом (Зубов – профессор Красноярского госуниверситета, где ранее руководил экономическим факультетом, Гришин же до работы в Думе недолго преподавал в Мордовском госуниверситете), его кандидатура была снята аттестационной комиссией Минобрнауки.

В случае с Академией Плеханова Минобрнауки оказалось даже полезнее для «Единой России», чем какой-нибудь избирком. После комиссии министерства остались только два претендента на ректорское кресло – Татьяна Розанова и Виктор Гришин. С г-жой Розановой «разобрались» кулуарно. Добравшись до финала гонки, она неожиданно взяла самоотвод. Таким образом, к 8 сентября, дате проведения Конференция трудового коллектива Академии по выборам ректора РЭА им. Г.В.Плеханова, Гришин подошел безальтернативным кандидатом на ректорский пост, который в итоге и занял.

Примечательно, что к этому времени среди академических функционеров была проведена разъяснительная работа, и протестные настроения среди профессуры были подавлены. Церемония подведения итогов выборов превратилась в бенефис Гришина и по уровню сервильности больше напоминала партийное мероприятие какой-нибудь КПСС или той же «Единой России» – выступавшие сотрудники академии соревновались в том, кто больше теплых слов скажет о новом руководителе вуза.

Непорочная связь

Между тем, в самой академии ни для кого не является секретом, что главной пробивной силой в этой кампании был не столько сам г-н Гришин, сколько его более влиятельный покровитель Вячеслав Володин, с которым их связывают давние партийные и дружеские отношения.

Причем давнее партнерство двух видных единороссов прошло серьезную проверку на прочность после того, как в 2006 году обоих партийных функционеров обвинили в коррупции. Осужденный по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями экс-министра транспорта и дорожного строительства Саратовской области Геворг Джлавян утверждал, что в 2002 году Вячеслав Володин и Виктор Гришин требовали от него денежное вознаграждение из средств федерального бюджета, направленных для нужд Саратовской области, в размере 5% от суммы. Он также утверждает, что в 2002-2003 годах господами Володиным и Гришиным из федерального бюджета были похищены денежные средства в размере 50 млн. рублей.

Тогда, согласно данным Генпрокуратуры, доводы о злоупотреблениях депутатов Володина и Гришина подтверждения не нашли, и в возбуждении дела было отказано.

Дорогое партийное образование

Вообще говоря, большинство ректоров российских вузов в настоящее время являются членами «Единой России». Сейчас в центральных и региональных руководящих органах партии власти состоят около сотни ректоров вузов из почти 50 субъектов федерации.

Для многих из ректоров членство в партии – просто гарантия сохранения своих постов. В то же время для ЕР ректоры-однопартийцы – это серьезный административный ресурс, дающий электоральные преимущества в периоды выборов. Прежде всего, это эффективно в регионах.

Однако случай с академией Плеханова – не из этого ряда. Тут речь идет об установлении контроля над серьезным активом – с большим земельным участком и комплексом недвижимости в центре столицы, а также большим, а потенциально огромным по российским вузовским меркам бюджете. Академия Плеханова – это почти целый квартал в Стремянном переулке, стабильный доход от 40% «контрактников» при стоимости обучения 7–10 тыс. долларов в год и активной сдачи в аренду академических площадей. При том, что сейчас арендуется всего около 5–6% площадей академии, у новых руководителей есть возможность «эффективнее» использовать подконтрольные площади.

Однако еще более привлекательным пост ректора РЭО делает перспектива получения многомиллионных инвестиций вузом со стороны крупного бизнеса. Речь идет о больших деньгах, которые в академию имени Плеханова намеревался вложить глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска.

Проект сотрудничества с Плехановской академией Олег Дерипаска предложил еще в 2006 году. Суть идеи состоял в финансировании академии (называлась сумма $60 млн.) в обмен на соучредительство в вузе. На встрече главы государства с членами РСПП Дерипаска попросил разрешения сделать исключение для Плехановской академии, в режиме эксперимента присвоив ей статус автономного учреждения досрочно, до принятия соответствующего закона. Владимир Путин тогда не высказал возражений. Однако вскоре, прежде всего, благодаря голосованию единороссов, норма о соучредительстве не вошла и в закон об автономных учреждениях, принятый Госдумой в прошлом году. После этого проект финансирования Плехановской академии был заморожен.

Однако г-н Дерипаска не отказался от своих планов. Уже в нынешнем году он возобновил переговоры с Виталием Видяпиным, сохранив главное требование – участие в управлении академией. Желание инвестора контролировать расходование своих средств, вложенных в вуз, – вполне естественно в подобной ситуации. При этом речь не идет о нарушении законодательных ограничений. Вместо прямого соучредительства, записанного, к примеру, в уставных документах вуза, «Базовый элемент» готов был поучаствовать в создании частной управляющей компании, которая разделила бы административно-финансовые функции с ректоратом.

Впрочем, все эти переговоры велись с прежним ректором Виталием Видяпиным, который после отставки с ректорского поста, занял декоративный пост президента вуза и передал полномочия и. о. ректора выдвиженцу Володина – Виктору Гришину. Таким образом, если даже г-ну Дерипаске удастся заручиться политическим решением первых лиц государства о возможности осуществления эксперимента, распоряжаться собственными инвестициями ему придется уже вместе с новым партийным руководством академии, чего, похоже, и добивались видные единороссы.

Впрочем, выдающаяся активность команды Володина-Гришина, получившей контроль над вузом, может вынудить Олега Дерипаску пересмотреть свои планы относительно выбора площадки для вузовского эксперимента. Дерипаска, сам бывший выпускник академии, готов был инвестировать в вуз при условии сохранения на посту ректора Виталия Видяпина. Появление новых игроков в его планы явно не входило.

Однако, как ни парадоксально, после прихода нового назначенца г-н Дерипаска может и лишиться права дать задний ход. У г-на Володина уже хватило административного ресурса для того, чтобы в свое время перекрыть Дерипаске доступ к Плешке. Теперь, когда контроль над вузом – в руках володинского ставленника, он может употребить свое влияние на то, чтобы политическое решение, в котором при новой конфигурации управления академией Дерипаска уже не заинтересован, все-таки приняли. При таком раскладе, главе «Базэла» будет сложно отказаться от своих прежних намерений и не инвестировать планировавшиеся $60 млн в новое предприятие, которое будет контролироваться Гришиным и Володиным.