Кризис может превратить гастарбайтеров в преступников
На модерации
Отложенный
Финансовый кризис в России перешел в новую фазу: резкое сокращение оборотных средств привело к стагнации и без того слабого производства. О частичном закрытии своих конвейерных линий объявили автоконцерны "ГАЗ" и "КамАЗ". Металлурги предупредили о сокращении объемов производства на 20 процентов. Однако самый сильный удар пришелся по строительным фирмам, живущим исключительно на заемные средства.
Они, по данным экономиста Михаила Делягина, которое приводит "Немецкая волна", начали замораживать даже почти законченные объекты, и в скором времени на улицы российских городов окажутся выброшены миллионы лишившихся работы гастарбайтеров, которые могут превратиться в жестоких преступников.
"Я понимаю, что невозможно как-то оправдывать наших строителей, которые чудовищно злоупотребляли монопольным положением. Но строительство находится в критическом состоянии. С одной стороны, нет кредита - или он резко вырос в цене. С другой стороны, нет спроса - потому что население будет беднеть, бизнес будет свертываться", - указывает эксперт.
Особенность российского градостроительства - огромное количество занятых в нем иностранцев-гастарбайтеров, прежде всего нелегальных мигрантов.
Специалисты уже не раз отмечали, что стройки стали основным прибежищем для нелегалов. Пока эти люди отделены от остального общества забором стройплощадки, пока у них есть крыша над головой и кое-какой заработок, можно говорить лишь о нарушении закона и прав мигрантов, но не более того.
Однако стоит закрыть стройки и выкинуть гастарбайтеров на улицу, как дело примет совсем иной оборот, считает Михаил Делягин. В целом, сейчас в России, по оценкам экономиста, около двенадцати миллионов гастарбайтеров. Один миллион - на легальном положении, одиннадцать миллионов - на нелегальном.
Из них 6,5 миллиона занято в строительстве. Делягин прогнозирует, что от одного до 1,5 миллиона гастарбайтеров сохранят свои рабочие места на стройках, которые уцелеют. Еще один миллион сможет найти себе другие рабочие места или - вовремя убежать. Но минимум четыре миллиона человек окажутся на улице - вне закона и вне общества.
"Для них это будет угроза голодной и холодной смерти, потому что они, как южане, более чувствительны к зиме, которая надвигается. С другой стороны, для жителей крупных городов это означает резкий рост преступности. И, что очень существенно, это будет жестокая преступность, потому что люди будут бороться за физическое выживание", - предостерегает Делягин.
Избежать появления армии безработных гастарбайтеров можно и нужно, уверен Михаил Делягин. Для этого необходимо, чтобы власти приняли решение о финансовой поддержке строительной отрасли. Но при условии, что на ссуду из бюджета строители завершат работу на объектах и обеспечат организованную отправку миллионов гастарбайтеров на их родину, после чего отчитаются за каждый рубль.
В прессе уже появилась информация о том, что правительство Москвы якобы обсуждало возможность выделить два миллиарда долларов на поддержку стройкомплекса. Правда, столичные власти эти данные опровергли. Так что неутешительный прогноз остается в силе.
Напомним, эксперты не берутся точно оценить масштабы сокращений в той или иной отрасли, но суммарная численность уволенных из-за спада производства может достигнуть нескольких миллионов человек, учитывая, что только в строительстве эта цифра может достигнуть 1 млн человек.
Наиболее остро приближение кризиса на рынке труда чувствуется в Москве и крупнейших промышленных центрах. В компаниях идут заседания руководства, на которых обсуждаются инвестпрограммы и планы по оптимизации персонала, так что более точную картину с сокращениями по отраслям можно увидеть через один–три месяца. Все-таки уволить работника, если, речь не идет о нелегальном трудоустройстве, в России, сложно и дорого – нужно платить выходное пособие, в течение двух месяцев сохранять зарплату и т.д.
Поэтому можно никого не увольнять, но процентов на 30 снизить зарплату, "причем не номинальную, а ту часть, которая представлена премиями, различными бонусами и компенсациями, – считает директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон. – В результате при западной модели кризис будет сконцентрирован на тех 5% населения, которые потеряют работу, а в российских условиях он будет размазан тонким слоем по всему населению".
Впрочем, у уволенного сотрудника появился шанс остаться и без выходного пособия и дополнительных выплат. Большой бизнес, похоже, уже начал подготовку к массовым увольнениям, но пытается при этом заранее сократить финансовые издержки.
Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает внести в Трудовой кодекс поправку, которая отменила бы обязательство работодателя в течение двух месяцев выплачивать заработную плату сотруднику, уволенному по сокращению штатов. Эта инициатива принадлежит вице-президенту РСПП Федору Прокопову.
Комментарии