Выдержит ли имидж Путина наступившие суровые времена?

На модерации Отложенный

Сильный человек, сильная страна – вот имидж, который тщательно старается создать Путин. Но переживет ли этот образ испытание экономическим кризисом?

Не сомневайтесь: Владимир Путин – настоящий мужчина. В прошлом году, во время поездки в Сибирь на рыбалку он в какой-то момент обнажил перед нами свой мускулистый торс; в августе он героически спас съемочную группу, всадив в тигра дротик с усыпляющим средством, а позавчера по случаю своего дня рождения презентовал DVD-издание фильма о дзюдо.

Нам нечасто предоставляется случай что-то узнать о частной жизни и интересах Путина. Его дети не попадают в фокус внимания прессы – так делается специально. Власти жестко отреагировали на сообщение одной из газет, будто Путин собирается жениться на молодой гимнастке. Но те разрозненные картинки из частной жизни Путина, которые до нас все-таки доходят, служат для подчеркивания его сильного, решительного характера.

Образ мускулистого дзюдоиста, имеющего черный пояс, подкрепляет его имидж политика: он слывет человеком действия, который не тратит время на ерунду, человеком дела, а не слова. Во время войны в Южной Осетии он помчался из Пекина на фронт, в то время как Дмитрий Медведев сидел в Москве и выглядел несколько отрешенным и опешившим господином в деловом костюме.

Образ "героя боевика", свойственный Путину, контрастирует с впечатлением, которое часто производил Борис Ельцин, – тот казался старым, больным и пьяным. Стиль Путина наглядно подкрепляет идею, что Россия поднимается с колен и вновь становится сильной страной после фиаско демократического проекта 1990-х годов. Для россиян особенно важно, что он энергично дает отпор олигархам и Западу.

Тщательно контролируемый имидж Путина перерос в нечто вроде квазисвященного ореола вокруг его фигуры. Это отвечает долгой традиции российского лидерства.

Царя называли "царем-батюшкой", наместником Бога на земле; культы личности Ленина и Сталина делали упор на силе, решительности и успешности этих лидеров.

Культ Путина, как и других вышеупомянутых вождей, зиждется на концепции, что этот человек – плоть от плоти народа, в том смысле, что он воплощает в жизнь народные чаяния, укрепляя Россию, но в то же самое время является неприкасаемым в мистическом смысле. Хотя Путин изъясняется на языке улицы (когда-то он заявил на пресс-конференции, что "[чеченских] террористов мы будем мочить в сортире"), дефицит информации о нем означает, что Путин в определенном роде остается загадкой, а также придает ему нечто почти сверхчеловеческое.

На этой неделе появилось еще одно святилище культа личности Путина: Рамзан Кадыров, президент Чечни, назвал в его честь главную улицу Грозного. Именно кровавая война, целью которой было восстановление контроля России над этой республикой, закрепила за Путиным имидж крутого парня и в значительной мере способствовала его избранию на президентский пост в 2000 году.

На данный момент образ сильного человека гармонирует с доминирующей идеей, которую Кремль пропагандирует бесконечно, – представлением о России как о сильной, богатой и могучей стране. Но что случится, когда броня начнет трескаться и картинки перестанут складываться воедино?

В последние недели российский фондовый рынок обваливается. Толчок этому процессу дали агрессивные критические высказывания Путина о сталелитейной компании "Мечел" в июле и война с Грузией в августе. Если мировой экономический кризис продолжится и вызовет чрезмерное понижение цен на нефть, занятно будет посмотреть, как будут сочетаться "эффекты домино" с имиджем Путина.

Джеймс Марсон