Почему природные катастрофы становятся всё ужаснее?

На модерации Отложенный В течение двух недель в мире произошло сразу несколько природных катастроф. Ураган Густав унёс примерно 110 жизней, ущерб от урагана оценивается приблизительно в 3 миллиарда долларов. Наводнения на севере Индии оставили миллион людей без крыши над головой, а землятресение на юго-западе Китая разрушило свыше 400 000 домов. Складывается впечатление, что природные катастрофы становятся привычным явлением…

Самыми популярными природными катаклизмами считаются наводнения и ураганы. По данным Центра Исследований Стихийных Бедствий (Centre for Research on the Epidemiology of Disasters) за последнее десятилетие количество наводнений и ураганов выросло на 7,4 % в год. Из 197 миллионов человек, пострадавших от природных катастроф в 2007 году, 164 миллиона пострадало именно от наводнений.

Можно вспомнить серию ураганов в Атлантическом океане (Ханна, Айк, Жозефина) и проще всего обвинить в этом климатические изменения, вызванные парниковым эффектом. Но где-то рядом совсем другая истинна: важно то, где мы живём, а не то, как мы живём.

За последние десятилетия люди со всего мира стали массово перебираться в крупные города на побережьях морей и океанов. Например, население Miami-Dade County во Флориде составляло приблизительно 150 000 человек в 1930 году. С тех пор население Miami-Dade County возросло на 1600% и достигло цифры 2 400 000.

Мощные ураганы, как и в 20-х, 30-х годах 20-ого столетия, случаются во Флориде и сегодня, это говорит о том, что количество проживающих на территории людей, а следовательно и их воздействие на окружающую среду, не влияет на мощность природных катаклизмов.

Действительно, если вспомнить все ураганы в период с 1900 по 2005 год и учесть современную численность населения на побережьях, можно увидеть, что самый страшный ураган произошёл в 1926 году.

Если бы разрушительный ураган, пронёсшийся над Майами в 1926 году, произошёл сегодня, ущерб бы составил 140 - 157 миллиардов долларов (для сравнения, страшный ураган Катрина нанёс ущерб в 100 миллиардов долларов). «C 1900 года не отмечено никаких изменений в количестве или интенсивности происходящих ураганов, - говорит Пильке (Pielke), профессор экологических наук из Колорадского университета, - сами ураганы не изменились».

Изменилось то, что мы привыкли к ураганам и не боимся селиться близ воды. Не доказано, что изменение климата, вызванное деятельностью человека, как-то влияет на интенсивность ураганов, но точно можно сказать, что интенсивная застройка вдоль побережья усугубляет последствия ураганов.
Ураганов и наводнений не стало больше со временем, они стали ближе к людям, и виноваты в этом сами люди.

Селясь в прибрежных городах, мы очень рискуем. Во-первых, с ростом населения становится тяжелее эвакуировать всех жителей до катастрофы и во время неё. Во многих странах третьего мира население даже не получает никаких предупредительных сигналов до катастрофы. 

Во-вторых, даже если мы обеспечим безопасность всех людей до катастрофы, ущерб от катастрофы будет всё равно очень велик. Так, каждый крупный ураган 21-ого века стоит гораздо больше, чем такой же крупный ураган 20-ого века, даже с учётом инфляции.

Но самый коварный момент заключается в том, что мы, застраивая побережье жилыми домами и заводами, уничтожаем прибрежную защиту, которая призвана смягчать экстремальные удары погоды. 

Человечество уничтожает естественную защиту по всему миру, говорит Кэтлин Тирни (Kathleen Tierny), директор Центра природных катастроф при Колорадском университете. «Естественные защитные механизмы истощаются – речь идёт и о манговых лесах в районах, подверженных цунами Индийского океана и о заболоченных территориях на побережье Мексиканского залива и о лесах, обеспечивающих защиту от оползней и обвалов». Уничтожая естественную защиту близ воды, человек становится уязвимее в случае стихийного бедствия, ему приходится сталкиваться с опасностью лицом к лицу, 

Самое время безнадёжно отчаяться, но есть хорошие новости: мы можем попытаться исправить эту проблему. Например, можно прекратить застройку прибрежных «катострофоположительных» районов и пересмотреть искуственно низкие страховые премии в зонах наводнений.

Но прежде всего нужно понять, что природные катастрофы мало связаны с парниковым эффектом и химическим оружием. Даже если выбросы парниковых газов значительно возрастут в будущем, скорее всего не произойдёт никаких изменений в области природных катаклизмов. Очень важно осознавать реальное положение дел, говорит Пильке. «Политика по использованию земли на побережье Миссиссиппи - возможно не самая интересная тема для обсуждения, но это то, что поможет в решении проблемы последствий природных катаклизмов».

Вышесказанное не означает, что не следует обращать внимание на изменение климата, вызванное деятельностью человека. Если не следить за происходящими изменениями климата, возможно в будущем мы внезапно столкнёмся с более страшными природными катастрофами, чем сейчас.