Чего хочется интеллигентному человеку в России?

На модерации Отложенный ОТ РЕДАКЦИИ. Это републикация знаменитого письма цвета российской интеллигенции, обращённого к Ельцину и его режиму по поводу событий 1993 года, опубликованного в газете «Известия» 5 октября 1993 года.

Стоит ещё раз перечитать строки этого замечательного человеческого документа.

Не будем говорить об исторических обстоятельствах и контексте эпохи. Заметим лишь, что все требования изряднопорядочной публики были выполнены, даже с лихвой. Например, слово «фашизм» — разумеется, с приставкой «русский», другого фашизма у нас не бывает — стало главной страшилкой путинской пропагандистской машины, «призывы к насилию и разжиганию» превратились в безотказный жупел, уголовные дела по «русской статье» поставлены на поток, и так далее. Благопожелания изряднопорядочных были реализованы на двести процентов, и останавливаться никто не собирается.

Галич, любимый бард интеллигентов, спел некогда — «мы поимённо вспомним тех, кто поднял руку». Речь шла о тех, кто посмел посягнуть на место Бориса Пастернака в Союзе Писателей. Это, конечно, была ужасная трагедия, как такое простить.

Зато люди, подписавшие это письмо, приложили руку к унижениям, страданиям и гибели миллионов русских людей. Разумеется, с точки зрения чист ой публики все эти русские не стоят и грязи из-под ногтя правозащитника, но нам, загнанным в грязь, всё-таки не стоит забывать, кто нас в неё гнал, кто улюлюкал, кто аплодировал.

И когда нам в следующий раз предложат «сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности» — иметь в виду, что именно они под этим понимают.

ПИСЬМО 42-Х

Нет ни желания, ни необходимости подробно комментировать то, что случилось в Москве 3 октября. Произошло то, что не могло не произойти из-за наших с вами беспечности и глупости, — фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть. Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом, не раскололись, не позволили перерасти кровавой авантюре в гибельную гражданскую войну, ну а если бы вдруг?.. Нам некого было бы винить, кроме самих себя. Мы «жалостливо» умоляли после августовского путча не «мстить», нс «наказывать», не «запрещать», не «закрывать», не «заниматься поисками ведьм». Нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми. Добрыми... К кому? К убийцам? Терпимыми... К чему? К фашизму?

И «ведьмы», а вернее — красно-коричневые оборотни, наглея от безнаказанности, оклеивали на глазах милиции стены своими ядовитыми листками, грязно оскорбляя народ, государство, его законных руководителей, сладострастно объясняя, как именно они будут всех нас вешать... Что тут говорить? Хватит говорить... Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли ее продемонстрировать нашей юной, но уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии?

Мы не призываем ни к мести, ни к жестокости, хотя скорбь о новых невинных жертвах и гнев к хладнокровных их палачам переполняет наши (как, наверное, и ваши) сердца. Но...

хватит! Мы не можем позволить, чтобы судьба народа, судьба демократии и дальше зависела от воли кучки идеологических пройдох и политических авантюристов.

Мы должны на этот раз жестко потребовать от правительства и президента то, что они должны были (вместе с нами) сделать давно, но не сделали:

1. Все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений должны быть распущены и запрещены указом президента.

2. Все незаконные военизированные, а тем более вооруженные объединения и группы должны быть выявлены и разогнаны (с привлечением к уголовной ответственности, когда к этому обязывает закон).

3. Законодательство, предусматривающее жесткие санкции за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти, за призывы к насилию и жестокости, должно наконец заработать. Прокуроры, следователи и судьи, покровительствующие такого рода общественно опасным преступлениям, должны незамедлительно отстраняться от работы.

4. Органы печати, изо дня в день возбуждавшие ненависть, призывавшие к насилию и являющиеся, на наш взгляд, одними из главных организаторов и виновников происшедшей трагедии (и потенциальными виновниками множества будущих), такие, как «День», «Правда», «Советская Россия») «Литературная Россия» (а также телепрограмма «600 секунд»), и ряд других должны быть впредь до судебного разбирательства закрыты.

5. Деятельность органов советской власти, отказавшихся подчиняться законной власти Россия, должна быть приостановлена.

6. Мы все сообща должны не допустить, чтобы суд над организаторами и участниками кровавой драмы в Москве не стал похожим на тот позорный фарс, который именуют «судом над ГКЧП».

7. Признать нелегитимными не только съезд народных депутатов, Верховный Совет) но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд).

История еще раз предоставила нам шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности. Не упустим же такой шанс еще раз, как это было уже не однажды!

Алесь Адамович

Анатолий Ананьев

Виктор Астафьев

Артём Анфиногенов

Белла Ахмадулина

Григорий Бакланов

Зорий Балаян

Татьяна Бек

Александр Борщаговский

Василь Быков

Борис Васильев

Александр Гельман

Даниил Гранин

Юрий Давыдов[2]

Даниил Данин

Андрей Дементьев

Михаил Дудин

Александр Иванов

Эдмунд Иодковский

Римма Казакова

Сергей Каледин

Юрий Карякин

Яков Костюковский

Татьяна Кузовлёва

Александр Кушнер

Юрий Левитанский

Дмитрий Лихачёв

Юрий Нагибин

Андрей Нуйкин

Булат Окуджaвa

Валентин Оскоцкий

Григорий Поженян

Анатолий Приставкин

Лев Разгон

Александр Рекемчук

Роберт Рождественский

Владимир Савельев

Василий Селюнин

Юрий Черниченко

Андрей Чернов

Мариэтта Чудакова

Михаил Чулаки