Если русские уходят из Грузии, то зачем строить новую дорогу?

На модерации Отложенный

Жители Ахалгори, маленького города, расположенного всего в 25 милях от столицы Грузии, утверждают, что российские войска прокладывают новую магистраль для снабжения военных.

В воскресенье российские войска начали освобождать блокпосты в Грузии, созданные после короткой августовской войны. В пятницу истекает срок, в течение которого все российские войска должны быть выведены из Грузии по условиям соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве ЕС.

Российские военные должны покинуть, в том числе, и Ахалгори, маленький город, занимающий стратегическое положение всего в 25 милях к северо-западу от столицы Грузии.

Но почему же россияне теперь модернизируют грунтовую дорогу, которая соединяет Ахалгори с Цхинвали, столицей Южной Осетии? – вопрошают горожане. По их словам, это свидетельствует о планах россиян остаться – или как минимум иметь возможности для быстрого возвращения.

"Настоящей дороги там пока нет, но они ее строят", – сказала пожилая женщина, сообщившая лишь свое имя – Евгения. Она и еще около десятка других местных жителях, которых мы опрашивали по отдельности, подтвердили, что сейчас российские войска работают на этой дороге. Российские солдаты говорили горожанам, что их задача – сделать дорогу проходимой для военной техники.

Ахалгори расположен в долине на периферии Южной Осетии. От остальной части этого де-факто независимого государства он отделен лесистыми грядами гор. С начала 1992 года, когда разгорелись боевые действия, долина находилась под властью Грузии, но 17 августа ее захватили российские войска и южноосетинские сепаратисты.

Для снабжения и ротации своих воинских частей в долине российским военным приходилось либо пересекать территорию, которая контролируется грузинскими властями, либо использовать вертолеты. Модернизированная дорога, ведущая из Ахалгори на северо-запад, стала бы надежным путем снабжения. В последние недели российские и южноосетинские военные начали пользоваться грунтовой дорогой, по которой могут пройти только автомашины с полным приводом, а зимой она вообще непроходима.

Российская сторона строит эту дорогу, ибо, как и сепаратистское правительство Южной Осетии, не намеревается отсюда уходить, полагает Александр Рондели, президент Georgian Foundation for Strategic and International Studies.

Утрата района Ахалгори станет для Грузии катастрофой, так как столица страны, Тбилиси, совсем близко, поясняет он. "На танках они могут за полчаса по шоссе въехать в Тбилиси", – говорит Рондели.

Если Россия планирует вывести войска к оговоренному сроку – к 10 октября, то нет резонов начинать дорожные работы, которые могут отнять несколько месяцев, сказал некий сотрудник министерства внутренних дел Грузии, пожелавший остаться анонимным, так как он не уполномочен обсуждать этот вопрос публично.

Москва планирует остаться, дабы поддержать декларацию независимости Южной Осетии, которую признали только Россия и Никарагуа, указывает источник.

"Если Россия будет контролировать всю Южную Осетию, будет проще призывать к ее независимости. Район [Ахалгори] в остальном полностью сообщается с остальной Грузией", – замечает он.

"Этот малюсенький район, о котором, наверное, раньше никто и не слыхал, теперь стал элементом большой игры", – говорит источник.

ЕС уверен, что Россия будет соблюдать соглашение о прекращении огня и выведет войска, сообщил Юри Лаас, временный официальный представитель наблюдательной миссии ЕС в Грузии.

По его словам, в ЕС поступала информация о дорожных работах, но наблюдатели не смогли подтвердить их из независимых источников и не считают, что этот факт свидетельствует, будто российские войска, возможно, останутся в Ахалгори. "Это несколько голословное утверждение, так как в модернизации дороги нет ничего дурного".

Примерно 200 гражданских наблюдателей ЕС в прошлую среду начали патрулирование в буферной зоне около 4 миль шириной, окружающей две провинции, которые отделились от Грузии, – Южную Осетию и Абхазию. Наблюдатели не вооружены. Российские и южноосетинские силы не допустили наблюдателей в Ахалгори, находящийся несколькими милями дальше буферной зоны.

Задача наблюдателей – сообщать обо всех нарушениях соглашения о прекращении огня. Они не наделены исполнительными полномочиями для принуждения к выполнению соглашения.

В воскресенье наблюдатели ЕС сообщили, что российские войска также ушли со своей базы в Надарбазеви, к северо-западу от столицы Грузии. Неясно, сколько российских блокпостов или баз должно быть демонтировано в соответствии с соглашением о прекращении огня. Ранее Россия сообщала, что создаст по 18 баз в каждой из самопровозглашенных республик. Но Россия также четко заявила, что планирует держать в Абхазии и Южной Осетии без малого 8 тыс. военнослужащих для защиты местных граждан от Грузии.

Во время августовской войны многие жители Ахалгори бежали из города. Оставшееся грузинское население говорит, что совершенно изнемогает после почти двух месяцев запугивания, избиений и грабежей со стороны российских и южноосетинских военнослужащих.

"Все молодые уехали", потому что их избивали, говорит Евгения, невысокая женщина с обветренным лицом.

Солдаты "напиваются, целятся из своего оружия в людей и стреляют в воздух. Они избивают людей" ни за что ни про что, говорит мужчина среднего возраста, назвавший только свое имя – Шота.

Как и остальные этнические грузины, проживающие в Ахалгори, он боится репрессий со стороны российских и южноосетинских военных, расквартированных здесь.

"Мы не можем жить так дальше. Мы уже с ума сходим, – говорит Евгения. Она начинает плакать, прикрывая лицо дрожащими руками. – Мы здесь как в тюрьме".

Дэн Кэтчпоул