Почему водители и автоинспекторы остаются друг другу врагами
На модерации
Отложенный
Скандальная история произошла в Самаре. Водитель Арман Погосян, нарушивший Правила дорожного движения, был избит инспектором ГИБДД. В результате потасовки автолюбителю сломали палец на руке. В самые ближайшие дни по этому делу начнется суд. Правда, истцом на процессе выступит блюститель порядка, посчитавший потерпевшим именно себя... Самарский случай нельзя назвать уникальным. Несмотря на то, что едва ли не главной задачей сотрудников Госавтоинспекции является помощь водителям на дорогах, в России гаишники и владельцы авто остаются по разные стороны линии фронта в необъявленной войне. Водители обвиняют автоинспекторов в неумении грамотно организовать дорожное движение и в неистребимом желании брать взятки. Представители ГИБДД, в свою очередь, уверены: автомобилисты априори относятся к ним враждебно.
Приключившаяся в Самаре история привела местных автомобилистов в шок. Сотрудники ГИБДД утверждают, что Арман Погосян выехал на полосу встречного движения. Сам водитель заявляет, что даже не понял, что он мог нарушить, – запрещающих знаков и дорожной разметки на том участке трассы не было. «Инспектор ДПС попросил у меня права. Я настоял на том, чтобы прежде он объяснил мне, что, собственно, произошло, – рассказал «НИ» Арман Погосян. – Тогда гаишник схватил меня за шею, стал заламывать руки, уложил лицом на капот». Следствие впоследствии не усмотрело в нападении инспектора состава преступления. Начальник пресс-службы следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской области Ирина Дорошенко четко дала понять «НИ», что действия г-на Погосяна были противоправными, а сотрудника ГИБДД – законными. По ее словам, милиционер мог применить к водителю физическую силу, поскольку тот отказывался отдать права. Правда, адвокат автолюбителя Людмила Ильичева убеждена: инспектор ДПС уж точно не имел права лезть в драку. «Водитель просто попросил разъяснить ему, что он нарушил, – говорит «НИ» г-жа Ильичева. – Есть такой документ – «Наставления по работе ДПС». Там четко прописано, что в разговоре с гражданами инспекторы не должны терять самообладание».
Между тем инцидент может закончиться плачевно именно для водителя – инспектор подал в суд на Армана Погосяна, заявив, что строптивый автомобилист в ходе пререканий на дороге оскорбил его. Слушания по этому делу начнутся в ближайшие дни. Эксперты считают самарский случай весьма показательным. По их мнению, отношения между водителями и гаишниками на российских дорогах после очередных ужесточений штрафных санкций стали критическими.
Кто кого
У председателя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева к инспекторам ДПС накопилось немало вопросов. «Сегодня ГИБДД превратилась в странную структуру: существует на деньги налогоплательщиков лишь для того, чтобы опять же собирать с нас деньги, – возмущается в интервью «НИ» г-н Канаев. – Складывается впечатление, что сотрудники ГИБДД уже и забыли, для чего создана их служба. Во многих случаях их работа сводится к тому, чтобы сидеть в кустах и отлавливать водителей, а не помогать им». По мнению нашего собеседника, Госавтоинспекция приложила максимум усилий для того, чтобы автомобилисты невзлюбили ее.
Если суммировать претензии большинства владельцев авто к ГИБДД, то получается такая картина. Во-первых, автомобилисты жалуются, что инспекторы крайне плохо или вообще не выполняют свои прямые обязанности – регулировать движение. В Москве во время серьезных заторов зачастую рядом нет ни одного инспектора, хотя небольшие пробки легко можно устранить с помощью полосатого жезла. Во-вторых, гаишники не торопятся на аварии, которые невероятно затрудняют движение. В-третьих, у абсолютного большинства автолюбителей работа сотрудника ДПС ассоциируется со взяточничеством.
«Ситуация, увы, действительно такова, что инспектор ГИБДД для российских водителей не только не является помощником, но олицетворяет собой хронического противника, – посетовал в беседе с «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Последние изменения в законодательстве, как, например, увеличение штрафов, расширили полномочия гаишников и укоренили их в мысли, что надо заниматься не регулированием движения, а набиванием своих карманов».
Рядовые автовладельцы констатируют, что инспекторы ДПС не внушают им доверия. «9 апреля я ехала на операцию в глазную клинику, – рассказывает москвичка Марина Широкова. – В незнакомом районе города заблудилась и поняла, что могу опоздать к врачу. Тут увидела на перекрестке стоящую машину ДПС и свернула к ней на островок безопасности. Вышла, подошла к инспектору и попросила помочь – подсказать, как проехать к находящейся где-то рядом больнице, куда я опаздываю на операцию. Инспектор 3-й роты полка ДПС ЮАО с нагрудным знаком № 77-6302 потребовал у меня документы, заявил, что я пересекла сплошную, и начал составлять протокол об изъятии прав. Продолжалось это довольно долго, в больницу, которую мне потом помогли найти прохожие, я опоздала, и осталась без прав. А позднее, на суде, так и не смогла доказать, что подъехала к гаишнику в поисках помощи.
В суде-то верят не нам, даже когда им показываешь бумаги из клиники, а гаишнику. Теперь хожу без прав и на дух не переношу этих – с полосатыми палочками».
А жительница Саратова Ольга Черненко веру сотрудникам ДПС потеряла после того, как по дороге на дачу блюстители порядка остановили ее и измерили уровень выхлопных газов… при выключенном двигателе! В итоге наивной девушке даже штраф заплатить пришлось. Автолюбители сетуют на то, что инспекторы ДПС заняты только тем, что ловят водителей на ошибках. «День за днем я ездил по одной и той же дороге, три года подряд, – рассказывает «НИ» водитель Михаил Кириллов. – На днях меня останавливает инспектор и говорит, что я под «кирпич» заехал. То есть вместо того, чтобы встать перед новым знаком и предупреждать участников движения об изменениях, гаишник деньги на этом зарабатывал».
Известно, что за рубежом ситуация выглядит совсем иначе. В Испании, например, если на улице появился новый знак, то предупреждение об этом будет установлено на самом видном месте как минимум за 500 метров. Иначе водитель имеет полное право подать в суд за то, что не был заблаговременно предупрежден об изменениях.
«Водители тоже хороши»
«Почему все считают, что мы такие плохие? – задает репортерам «НИ» вопрос молодой инспектор ДПС, несущий службу на одной из московских магистралей. – Все только про взятки и твердят. Хотя сами и предлагают, причем постоянно. А нам это зачем надо? Зарплата у нас большая – целых 15 тысяч рублей. У меня вот-вот второй ребенок должен родиться. Всей семье этих денег хватает, еще и остается к концу месяца».
Его напарник хмуро поправляет фуражку и выдает: «Водители тоже хороши. Останавливаешь их, объясняешь, что нельзя нарушать правила, а они смотрят исподлобья, кивают, клянутся, что больше не будут, а отъехали, и все по-новой…» Инспектор на минуту замолкает, а затем, перекладывая из одной руки в другую полосатый жезл, рассказывает журналистам «НИ» историю о коллеге, который однажды остановил большой черный джип, а наутро ему предложили уйти на пенсию. Окончив рассказ, один из гаишников изящным взмахом жезла тормозит изрядно потрепанные «Жигули». Пока один оформляет протокол, другой мечтательно делится с нами опытом белорусских коллег: «У них там хорошо. Выехал на «встречку» – лишение прав, проехал на красный – тоже. Теперь на водителей смотреть приятно».
Опрошенные «НИ» эксперты соглашаются с тем, что отношения на дороге между водителями и инспекторами ДПС если и меняются, то лишь в худшую сторону. «Ситуация парадоксальная: водители люто ненавидят службу, которая, по идее, призвана их оберегать от всяческих неприятностей на дороге, – рассуждает в интервью «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Объясняется это тем, что при устройстве на работу в ГИБДД из-за дефицита кадров нет тщательного отбора – берут всех подряд. Кроме того, российские водители сегодня становятся юридически подкованными, и многие инспекторы ДПС по уровню знаний им заметно уступают».
По словам г-на Травина, на самом деле в России перед ГИБДД, по сути, вообще не ставится задача обеспечения безопасности дорожного движения. «У каждого инспектора существует план – сколько протоколов за одну смену он должен оформить и сколько постановлений вынести. Я был просто изумлен, когда увидел на столе одного начальника в ГИБДД бумагу, в которой говорилось не о том, сколько нарушений зарегистрировано на определенном участке, а о том, на какую в целом сумму оштрафованы водители, – разводит руками наш собеседник. – Именно этим и объясняются потасовки, которые зачастую устраивают на дорогах гаишники. Им за смену надо выполнить план, а какие-то умники качают свои права, отнимая время».
То, что мира между водителями и сотрудниками Госавтоинспекции нет, подтверждают и многочисленные социологические опросы. «Просто у автоинспекторов работа такая. Она сама провоцирует на то, чтобы нарушать закон и тем самым вызывать у людей антипатию, – пояснил «НИ» известный адвокат Леонид Ольшанский. – Я бы не стал утверждать, что все инспекторы – плохие люди. Сегодня они помогут – отвезут, например, беременную женщину в больницу, а завтра безо всякого зазрения совести будут брать взятки, полагая, что государство им недоплачивает. Так будет всегда, ничего не попишешь».
Руководство ГИБДД, кстати, считает, что сложившаяся ситуация вполне закономерна. «Любви между автомобилистами и инспекторами не будет. Никто не любит тех, кто их наказывает, – заявил «НИ» заместитель руководителя Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин. – Неужели вы думаете, что преступник будет любить судью, который посадил его в тюрьму?»
Михаил Белый, Анна Сенченя, Виктория Лишенко,Сергей Ишков
Комментарии