Правозащитники не спешат в российские тюрьмы

На модерации Отложенный

Общественные организации не торопятся выдвигать своих членов в наблюдательные комиссии за российскими тюрьмами, формируемыми при Общественной палате, сообщает 2 октября газета "Газета".

За месяц с момента вступления в силу закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в аппарат ОП поступило всего девять заявлений от соискателей.

Причем некоторые кандидаты формально хоть и подходят под предъявляемые законом требования, вызывают вопросы относительно своей компетенции, сообщает издание. Например, четыре заявки поступило от различных общественных организаций спортивного профиля Республики Тыва и одна — от члена республиканского союза писателей Кара-оола Маспык-оола.

Как заявил корреспонденту "Газеты" правозащитник Валерий Борщев, этот факт пока не вызывает беспокойства у членов рабочей группы по организации процедуры отбора кандидатов в члены комиссии. "Да, пока их мало, но это не принципиально", — сказал он. По словам директора Института прав человека Валентина Гефтера, участвующего в заседаниях рабочей группы, формирование комиссий должно завершиться к 8 декабря, при необходимости сроки по отдельным регионам могут быть передвинуты. Всего же по стране членами комиссии станут около 1 тысячи человек.

Малое число заявок члены рабочей группы объяснили "Газете" неопределенностью некоторых моментов в процессе подачи заявок. Так, члены рабочей группы до сих пор не могут четко определить, полномочны ли подавать заявки политические партии. Нерешенные вопросы члены рабочей группы хотят прояснить в Госдуме, куда на днях должен поступить запрос от палаты.

Впрочем, издание выражает надежду, что правозащитники опомнятся в последний момент. Так, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев сообщил "Газете", что к нему уже поступают из регионов заявки на участие в конкурсе, и "осталось только ускорить процесс".

Впрочем, известно что не все правозащитники в принципе готовы сотрудничать с Общественной палатой, члены которой назначаются президентом. Так, Российское общество "Мемориал" "не считает для себя возможным участие в Общественной палате Российской Федерации", заявлял, в частности, член общества Мумин Шакиров в интервью радио "Свобода".

Член правления "Мемориала" Олег Орлов указывает на то, что НКО пытались сотрудничать с властью по поводу условий содержания в тюрьмах еще задолго до создания ОП.

"Давным-давно неправительственные организации предлагали набор целого ряда мер, которые бы помогли работать на благо и государства, и общества, и народа. Целый ряд законопроектов можно было бы уже давным-давно принять о гражданском контроле над местами лишения свободы. Нужно работать с уже существующими организациями, а не создавать новые", — заявлял Орлов в интервью радио "Свобода".

Комментарий

Нет времени на маскарады

Нет ничего удивительного в том, что правозащитники без особого энтузиазма идут на сотрудничество с Общественной палатой. Это вовсе не свидетельствует о спаде активности в этом сегменте "третьего сектора". Достаточно зайти на любой из правозащитных сайтов или посетить один из многочисленных митингов, чтобы убедиться в обратном.

Зато отсутствие желающих работать в комиссии Общественной палаты красноречиво говорит об авторитете этого декоративного органа. Точнее, о полном отсутствии такого авторитета.

Честно говоря, этот орган никогда и не внушал особого доверия. Но на первых порах особенно рьяные и последовательные сторонники демократических принципов призывали к сотрудничеству с Палатой, чтобы не упускать возможности высказывать свое мнение с официальной трибуны. Однако очень скоро от этих наивных заблуждений не осталось и следа.

Ну а когда от имени Общественной палаты стали с пугающей регулярностью вещать личности вроде Максима Шевченко, Андраника Миграняна, Бориса Якеменко и, наконец, Сергея Маркова, стало ясно, что порядочному человеку связываться с Палатой просто опасно. Прежде всего ради собственного душевного равновесия. Ибо трудно оставаться в здравом уме и трезвой памяти, после того как прослушаешь, например, речи Сергея Маркова, предрекающего "кровавую резню" в Крыму и бомбардировки русскоязычных годов Украины.

После этого стало окончательно ясно, что Общественная палата задумывалась, как один из подотделов кремлевской администрации, причем подотдел далеко не первостепенной важности. Стало ясно и то, что без сигнала из-за красных зубчатых стен вельможные члены Палаты пальцем не пошевельнут. А о том, чтобы самим выйти с какой-то кардинальной инициативой, видимо, вообще не может быть и речи.

Но, если все обстоит именно так, то правозащитники вполне могли решить, что "игра не стоит свеч". Дел у них и так хватает. Поэтому им нет смысла играть в видимость демократии и отвлекаться на нелепые маскарады.

Юрий Гладыш